СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН, ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ

Наставления в духовной жизни.

Святая Церковь, союз с ней и наше спасение
В одиночку никто не спасается. Господь из всех верующих благоволил сочетать единое Тело и Сам стал Главой его. Спасается каждый не иначе как в Церкви, то есть в живом союзе со всем сонмом верующих, через Церковь, и с Самим Господом как Главою ее. Господь назвал Церковь Свою виноградным деревом, в коем Он Сам лоза, или ствол дерева, а все верующие - ветви на лозе, посему Церковь есть единое нераздельное целое.
Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось. Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собой приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати.

Что такое Домостроительство
Домостроительство - экономия. Экономия в хозяйстве заботится, чтобы всего было вдоволь. Господь Спаситель через воплощение, страдания, крестную смерть, Воскресение и Вознесение, Святого Духа ниспослание и Святой Церкви Своей устроение заготовил всего потребного для нашего спасения не только вдоволь, но и с преизбытком. Это заготовление и все заготовленное и называется экономией или воплощенным Домостроительством спасения. Ищущие спасения в сию экономию обращаются и все потребное ко спасению получают невозбранно. Кладовая экономии сей есть Святая Церковь, приставники - иереи и архиереи, сосуд для принятия даваемого - покаянное и верующее сердце. Приявшие потребное из сей экономии должны принести плоды - в тридцать, в шестьдесят или в сто, всякий по силе своей. Не принесшие никаких плодов осуждаются и в огнь вметаются. Приносятся плоды по вере и в духе ее.

О благодати
Подобно тому, как огнь, проникая в железо, не внутри только железа держится, но выходит наружу и огненную свою силу являет ощутительно для всех, так и благодать, проникнув во все естество наше, становится потом осязательно видимою для всех.
Все приходящие в соприкосновение с таковым облагодатствованным чувствуют присущую ему необыкновенную силу, проявляющуюся в нем разнообразно. Станет говорить он о чем-либо духовном, все у него выходит ясно, как среди дня; и слово его идет прямо в душу и там властно слагает соответственные себе чувства и расположения. Да хоть и не говорит, так веет от него теплота, все согревающая, и сила некая исходит, возбуждающая нравственную энергию и рождающая готовность на всякого рода духовные дела и подвиги.

О сомнениях в вере и как быть с ними
При каждом его (сомнения) порождении не слагайтесь с ним в уме, как будто так уже и на деле есть, как оно внушает, а останавливайте его при самом входе, как непрошеного гостя, и подвергайте осмотру. Как в желаниях не слагаться с ними сердцем есть первое, так и в сомнениях (веры) не слагаться с ними умом - есть первое. Скажете, что оно вдруг обнимает и охватывает весь ум. Это ничего. И в желаниях тоже бывает, что они вдруг обнимают все сердце. Но это не значит, что они и ум одолели, а означает только бесстудность нападающего.
Если кто бросится на вас невзначай и схватит руками, вы не отдаетесь в его власть, а отталкиваете, так и здесь. Пусть охватило сомнение весь ум. напрягитесь оттолкнуть
его, чтобы оно стало вне и можно было вести с ним дело, как с другим, чуждым лицом.
Если станете так действовать, многие сомнения тотчас будут исчезать, как только вы отторгнете их от ума и потребуете на суд. Если будут упорно оставаться, начинайте гнать их. Обращайтесь умно ко Господу и молите Его прогнать искушение и с искушающим. И это будет.
Когда восставите свое доброе состояние, тогда можете анализировать сомнение. Тут оно будет уже очень слабо, и победа всегда будет оставаться за вами.
Сомнения! Да кто же их не испытывает? И я испытывал их. Но станешь разбирать его, и оно разлетится. Сомнение - то же, что и возражение. Возражение вдруг может смутить, но присмотревшись - и обдумав, его опровергают. То же и с сомнениями. Станешь обдумывать и дойдешь до решения: нет, это пустое, ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское.

О причащении Святых Тайн
Святых Тайн причащайтесь почаще, как (если) духовный отец разрешит. Только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче со страхом и трепетом, чтобы, привыкнув, не начать приступать равнодушно. По привычке нам и солнце нипочем, а от него всякая жизнь. Так и ко Святым Тайнам привыкнуть можно и стать к тому равнодушным, что очень неодобрительно.

О молитве
Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое, что незаметно для нас самих. Потому речь: "Вот и Богу молитесь, а что получили?" - бестолкова.
С Господом как скучать? И как даже желать каких-либо развлечений?
И не молитесь? Рассерчали, значит, на Господа или самодовольство обуяло? Сыты! И не хотите просить.
Когда умариваетесь к вечеру, начинайте молиться стоя на коленях или даже сидя, потом стоя. А все-таки надо молиться. Благодарить Господа за день, просить доброй ночи, каяться в худом.
Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий. И праведно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас скорей, поскорей. Поэтому вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить, но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла, а по возможности и чувства. Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующего, чтобы отнюдь никакого не порождалось возражения против сего. Враг внушает: то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь. Посмотрите, как пойдет молитва... А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва. Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною.
По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить, и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!?

Молитва духовная
Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиск вниманием к сердцу или стеснение дыхания и подобное. Она творится умным путем. Начинать ее надо поставлением себя в присутствие Господа и затем, предав себя всего Господу и верою и упованием воодушевясь, обращать к Нему молитву свою просто, по-детски. Чувства при сем, какие Бог пошлет, теми и довольствоваться.
Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Как вы написали, что когда представляете присущим Господа, то лучше бывает, так всегда и делайте.

О молитве Иисусовой
Она есть наилучший способ для установления внимания и держания его пред Господом. Это драгоценное действование. Но его можно умалить в цене от неблагоговеинства пред Лицом Господа именуемого. И ходя, и сидя, и стоя можно произносить сию молитовку, но всегда с движением благоговеинства, в какой-нибудь мере. От нее и душа бывает в строю, и тело держится бодро, как солдат в строю.

Как стоять на молитве
Вообрази царя в его приемной. Нашло много лиц разного рода с целью просить кто о чем. Но вместо того, чтобы обратиться к царю с прошениями, иные из них в окно смотрят, другие сор собирают, те любуются на украшения зала, эти ссорятся. Шум. На царя почти никто не смотрит.
Таковы бывают и наши церковные собрания и домашние молитвы.
А все жалуемся, что не услышаны молитвы!
Стой, как на суде, устремляя взор на Уста Господни, из Которых готово изойти последнее тебе решение: приди или отойди, и вопий: "Господи помилуй!"

Как представлять Бога во время молитвы
Бог вида не имеет и есть невидим. Бог Сын видится в человеческом естестве, поскольку приял в Свое лице это естество. Потому Его можно воображать в виде человека во всех случаях, какие описываются в Святом Евангелии. Это будет воображение историческое. Божеское же Его естество невидимо и образа не имеет. Троица Святая есть за пределами твари и как есть - для нас недомыслимо. Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть - есть близ... и все видит и слышит. О сем молить Его надо.

Не сотвори себе кумира, современный христианин
На что опираешься надеждою (в жизни), то и бог для тебя. Если на имения, то имение тебе - бог, если на власти - власть твой бог; если на другое что, то это другое есть твой бог. Когда истинный Бог восхощет обратить кого к Себе, то прежде разрушает ложных богов, чтобы, испытав их ненадежность, тот скорее и искреннее обратился к Нему.

Модные противохристианские учения
Такие учения оснований твердых не имеют и добра никакого не приносят, а то, чего лишают, драгоценно и ничем не заменимо.

Плотские наваждения и борьба с ними
Мускулы тела держите в напряжении - в струнку, не распуская ни одного члена сибаритно. Если вы одни, жгутом или четками отдуйте себя по плечам до боли порядочной; это успешней всего злую рабу, плоть, обращает к покорности и смиряет. Из еды все жирное и крепко питательное устранить надо на это время и поменьше есть. Можно выбрать пищу не горячащую, а холодящую. Вместо мягкого кресла для сидения возьмите жесткую табуретку. Спать - снимите тюфяк и постелите одно одеяло, укройтесь чем-либо прохладным. В комнате поменьше тепла, освежаться на воздухе хорошо, но и чувства блюсти. Все же упование возверзите на Господа. В молитвах пребывайте. Главное - уже не допускайте сочувствия и тем паче соизволения.

Падения и милость Божия
Пали... Встали. Благодарение милостивому Господу, что принял и дает свидетельство того, что возвращает вам благоволение Свое, в тех добрых духовных состояниях, какие испытываете после усердной молитвы.
Они от Господа и стоят в порядке христианской жизни. Но блюдите, как опасно ходите. Господь возвращает кающимся Свои милости, чтоб не падали в отчаяние согрешающие, а враг обращает сие в соблазн к новым падениям, внушая: ничего... падал, но Бог возвратил тебе все, согреши и еще... ничего, покаешься, и все возвратится... Эта лесть обольстительнее всех и кажется не важною, а между тем исполнение ее есть грех крайний, на Небо вопиющий, именно: грешить в надежде на милость Божию. Милость Божия безмерна, но мы мерны и можем дойти до того, что перестанем каяться и сокрушаться от частых падений, а без этого не будет в нас сосуда для принятия милости.
Помните сие в мысли и чувстве и со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Припоминайте, что значат рецидивы в болезнях телесных. Второй рецидив, кажется, еще врачуется, хотя с трудом, а третий - конец жизни полагает. Просмотрите, отчего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно оно смала начинается - с помыслов, легких сочувствий и медления в мыслях, большего и большего... до вожделения греха, после которого грехопадение не замедляет. Главное тут не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслами, но и самого помысла, чтоб в душе осталось отвращение и омерзение грехом.

Евангельское слово как утешение в скорбях
Советую почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только свои уши слышали; понимаешь, не понимаешь - читай.
Благодатное слово Евангельское сильно прогнать скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной Евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Что такое душа?
Душа - существо духовное, есть не проявление другой какой силы, как радуга, а самостоятельная, особная личность, свободно-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим.

Прощает ли Господь неисполнение обещаний?
Приносите в этом искреннее покаяние пред Богом и старайтесь жить по заповедям Божиим, всякого греха удаляйтесь, тогда Господь силен сотворить с вами Свою милость, потому что сказано в Писании: нет греха, побеждающего человеколюбие Божие.

Что такое смерть?
Плачете? Плачьте, плачьте. В этом ничего нет неестественного и укорного. Диво было бы, если мать не поплакала бы о своей дочери. Но при этом надо знать меру: не убиваться и не забывать тех понятий о смерти и умерших, которые даются нам христианством.
Умерла! Не она умерла, умерло тело, а она жива и также живет, как и мы, только в другом образе бытия. Она и к вам приходит и смотрит на вас. И, надо полагать, дивится, что вы плачете и убиваетесь, ибо ей лучше! Тот образ бытия выше нашего. Если б она явилась и вы попросили бы ее войти опять в тело, она ни за что не согласилась бы. Зачем же вам вступать с ней в такое разногласие? Желать того, что ей противно? Какая тут будет любовь?
Нельзя не пожалеть, что не пришлось вам в последний раз взглянуть в очи ее, последнее услышать слово от нее, последнее дать ей объятие материнской любви. Ну вот и поплачьте. Только все же немножко. Телесные очи ее закрылись, а душевными она смотрит; смотрите и вы на нее душою своею. Не воображайте ее в могиле. Там ее нет; там тело ее, а она вне... и теперь, может быть, при вас стоит. Язык ее замолк, но она не лишена возможности говорить вам в сердце. Внимайте и услышите: "Мамочка! Не тужи и не убивайся!.. Я с тобою, и мне очень хорошо!" Отвечайте же и вы ей: "Ну, слава Богу, что тебе лучше". Объятия ее застыли, не прострутся больше. Но она собою, как душа, может объять душу вашу - и так же теплы обычные объятия. Отвечайте же и вы спокойною, теплою памятью о ней.

Молитва за умерших
Плач (по умершим) наполовину облегчает скорбь. Плакать крепко хорошо - сердце умягчается. Поплачьте, а потом и утешения поищите! Это (смерть) не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел. Скорбна разлука, но она не без конца: нынче-завтра и мы туда же пойдем. Скорбна безвестность положения отшедшего, но вера, что отшедший переходит в руки Божий, разгоняет всякий при этом мрак. Об усопшем больше молитесь. Ему паче всего теперь нужна молитва. Молитва - пред Богом ходатаица и прямо действует на отшедшую душу, воодушевляя ее, согревая и укрепляя.

О предсказаниях конца мира
Предсказания эти уже сколько раз бывали, что вот-вот конец лета (мира), и все невпопад. Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет Второе Пришествие, несомненно, и то несомненно, что оно будет внезапно - при всех предзнаменованиях великих. Остается нам только ожидать непрестанно Господа и готовиться к сретению, не гадая о времени.

Жизнь не шутка
Нельзя шутить не только жизнью вообще, но и всяким делом, помня, куда оно должно быть направлено. И времени ни одной минуты не должно тратить попусту. В растении, например, и в теле животном ни один момент не происходит так, чтобы там не совершалось, и вообще и в частности, в каждой частичке, то, что требуется для жизни. Но там это творится бессознательно и непроизвольно, а разумная тварь должна то же самое делать в нравственно-религиозном порядке, самодеятельно, сознательно и самоначинательно.

Как соединить "божеское" с "человеческим"
Жалуетесь на хлопоты по хозяйству, что это отбивает от других любимых занятий и общения с любимыми, - что же делать? Таково уже дело хозяйское. Ничего тут не остается, кроме терпения, подкрепляя сие сознанием, что на то и обречена настоящая жизнь, чтобы работать в поте лица, а не философствовать: это наша всеобщая епитимия. Но ухитряйтесь как-нибудь облегчать эту тяготу.
Чем? Когда умовыми занятиями, когда эстетическими.
Многозаботливость грешна тем, что все хочет сама устроить и добыть, без Бога, тем, что после того научает опираться надеждою на добытое и на прочие способы свои, исключительно без Божия промышления, и через то и другое настраивает житейские блага почитать главною целью и настоящую жизнь - конечною, не простирая помышлений о будущей жизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости.

Труд, здоровье и гигиена
Трудиться - дело святое. Но и здоровье надо беречь. Здоровье что лошадка: загонишь - ехать не на чем. Всякий день быть с час на свежем воздухе да сна вдоволь, есть и поменьше можно, винопития совсем не касаться, больше ходить, чем сидеть. И труд не оставит разорительного следа. Если же можно прибавить к сему и телесное упражнение - точить, пилить, строгать, рубить, - то этим можно сделаться совсем недоступным для немощей.

О супружеской жизни
Супружество имеет много утешений, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтобы когда придет что подобное, встречать то не как неожиданность.
Вдвоем и радость сильнее, а скорби легче - пополам делятся.

Современные отцы и дети
Отчуждение детей от родителей - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том? Если вы - то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас? Вам, родителям, нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.

Выбор жены
Вступить ли тебе в брак? Если ты здоров и она (невеста) здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, мать имеет хорошую, не строптивого характера, то и можешь с нею вступить в брак.
А где такую взять? Где найдется подходящая, там и можно брать.

Деятельность и удовольствия
Главное, имейте всегда работу. Затем читайте. Еще: возумейте наслаждаться природой: всякое время года имеет свои прелести. Сумейте их найти и восчувствовать. В сем мудрость. Но если вы эгоистка, то не ждите счастья, хоть бы вы были засыпаны золотом и серебром. Сего злодея (эгоизм) убить надо. Если вы сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтобы разбить сей камень.

О семейном счастье
Хорошо ты (муж) делаешь, что все дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастья. Если же находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтобы и всегда было так. Искусство одно: всякий день начинать так, будто он первый после свадьбы. Берегите с женой взаимно свою любовь, этот источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился.

Развод
Развод не вовсе запрещен Господом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5, 32). Из сего каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно.
Если супруги соблюдают верность друг другу, то не должно им разводиться, а в противном случае связывать супругов неудобно. Сему правилу следует и Святая Церковь.
Hosted by uCoz