СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ

Как построить свою жизнь в соответствии с Волей Божией.

От чего зависит преуспевание в христианской жизни?
Все преуспевание наше в христианской жизни зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божией воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем преуспевание наше в христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Всем известно, что все совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги Священного Писания преисполнены свидетельствами об этом: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22, 37 - 40). Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14).

В чем заключается исполнение закона Божия?
Исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему по человечеству; так и должны мы всегда поступать во всех отношениях наших к Богу и ко всем людям; в этом и состоит "сообразование воли человеческой с волею Божественною": чего хочет Бог, того и я хочу, чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви!

Все ли события происходят по воле Божией или играет роль случай?
Ничего отнюдь (кроме одних грехов) в мире не происходит без воли Божией. Случай (фортуна) благоприятный или печальный есть сонное мечтание язычников, вымысливших, по неразумию своему, некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться переменами счастья или несчастья в жизни людей и целых народов. Мудрость христианская отвергает такое божество совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует и изъясняется до очевидности (подобно аксиоме) из Священного Писания. Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божией. Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном значении) есть грех. В каждом грехе заключаются: причина, его производящая, и неизбежные ее последствия, исправление, достигаемое вообще угрозою, наказанием и, наконец, казнью.

Что является причиной греха и бедствий?
Причина греха есть лживость или своеволие горделивого грешника; наказания же вообще (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями своей причины, происходят по воле Божией, как причине не греха, но исправления или уничтожения оного. Итак: если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией или было бы ему неугодно. Как горести греховные (частного человека), так и мирские, обыкновенно называемые естественными, бедствия, как-то: голод, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху частного лица, происходят по воле Божией ради достижения праведных целей Промысла Божия. Один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы. А потому эта еще попускающая (грех) воля Божия называется Домостроительством, или Промыслом Божиим.

Для чего Бог попускает нам беды, и как мы должны к ним относиться?
Всякое зло, беда или несчастие есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; но не Бог есть причина нашей вины, то есть греха нашего, неизбежно влекущего за собою наказание по правде Божией. Отсюда вытекает следующее заключение: так как все в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг все принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Ему, или Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею, не приписывая ничего в мире (во вселенной) слепому случаю, подобно древним язычникам. Они, омраченные тьмою многобожия, приписывали человеческое благополучие или особенным божествам, или слепому случаю, или, наконец, небрежности и злому человеческому умыслу как первоначальной причине своего счастья или несчастья. Эти чудовищные представления древних весьма христианам неприличны и должны быть ими отвергаемы.

Возлюбленный! Бог направил руку на ударение тебя; Бог подвинул язык обидящего или клеветника на поругание или оклеветание тебя; Бог дал нечестивому силу на твое низложение. Сам Бог устами пророка Исаии подтверждает это, говоря: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня... Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это (Ис. 45, 5, 7). Таким образом Бог исправляет добрых людей через злых.

Бог обнаруживает Свою благую волю в злонамеренных стремлениях и деяниях людей нечестивых с тем именно, чтоб их неправдою совершить Праведный Свой Суд над виновными пред Ним, и как чадолюбивый отец наказывает детей лозою за их проступки, но потом, видя их исправление, оказывает им свои ласки и бросает лозу в огонь, так поступает и Бог с людьми, растлевающими свою нравственность порочными поступками и неправдами.

Если все происходит по воле Божией, не значит ли, что не надо ей противиться, например, употреблять лекарства во время болезни, отражать удары врага?

Разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное. Но отсюда не следует еще, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. Объясним это на примере болезни: по какой бы непосредственной причине ни началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божия. Однако же больному неизвестно намерение Божие о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни, и когда уже он после употребления многих врачующих средств не получил выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болезненный брат, что Богу угодно продержать тебя еще в болезни; но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя получить облегчение и отраду. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы.

Таким же образом должно рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно допускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету, с тем чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем; и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божией, сопротивлялись своим врагам; но они иначе поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божию покориться Навуходоносору-царю. Равным образом начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, то явно суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божиих и в наказание врагов. Подобным образом рассуждать должно о воле благоволения Божия и во всех других приключениях с нами.

В чем разница между правым и лукавым сердцем?
Всякий человек, невольно страдающий, терпеливо переносит все: обиды, печали, труды, укоризны и тому подобное, веря, что так угодно Богу, и не произносит ничего неразумного о Боге, будто бы Бог не знает, что делается и творится в мире: одного наказывает, другому прощает вину и оказывает милость; такой человек есть правый сердцем. Напротив, строптивы, развращены и несмыслены сердцем те, которые обо всем, что пришлось им потерпеть неприятного или злостного, говорят, что страдают несправедливо, вменяя это Богу, по воле Которого они страдают, или, если не дерзают явно приписывать несправедливости Богу, то не верят в Промысл Божий о мире и таким образом отнимают у Бога мироуправление. "Не может Он делать неправды, - говорят они, - однако же несправедливо то, что я страдаю, а другой не знает никакой беды; я знаю, что я грешен, но, сказать по правде, есть же и горшие меня грешники, но они веселятся, а я страдаю; то несправедливо, что худшие меня живут во всем изобилии радостей и удовольствий, а я, хотя и без порока или мало чем-либо грешен, живу в великой скорби и во всегдашних нападениях и обидах, а это есть явная несправедливость; и то мне хорошо известно, что Бог не творит неправды, а неправда существует в мире, потому заключаю, что Бог не управляет делами человеческими и не имеет о нас Своего промышления".

Неправые сердцем, то есть развратившиеся в сердце своем, держатся трех ложных мнений:

1) или что нет Бога;

2) или Бог неправеден, когда Ему все то, о чем обыкновенно говорят развратники и развращенные, есть благоугодно и любо, и Он все то допускает;

3) или Бог не управляет делами людей и не имеет никакого о них попечения или заботливости.

Эти три мнения ложны и составляют величайшее нечестие против Бога.

Тот есть правый сердцем или в сердце своем, кто в счастии и в несчастии своем благодарит Бога, говоря словами праведного Иова: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 21)!

Имеет ли диавол власть делать зло людям?
Заметьте, любезные братья, чтобы вы никогда не говорили: это мне диавол сделал (это несчастье нанес коварный враг), но все, что делается с тобою, и доброе и злое, приписывай Богу своему, зная, что диавол не может ничего тебе сделать, если Вышний Бог, имеющий власть жизни и смерти, не попустит ему чего-либо учинить тебе для твоей казни или исправления твоего: казни попускает Бог для нечестивых (безбожников, сознательно поступающих против своей совести, явно отвергающих истину и т.п.), исправление же попускает для погрешивших в чем-либо сыновей: Бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6), и ты не надейся остаться без наказания, если только не думаешь быть отчужденным от небесного наследства.

Почему Бог попускает людям и что при этом происходит?
Для лучшего уразумения сторон попущения Божия необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия, как то: приведение в нищенство (оскудение), заключение в тюрьме, недуги, изгнание (ссылка), смерть; все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, - а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом: это наши грехи (преступления Божиих заповедей). Первого рода зло попускает Бог по желанию своему или как казнь для нечестивых безбожников, или как меру исправления для сынов и дщерей. О зле второго рода, то есть о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но попускает только. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенства и непогрешимости Божия мироправления или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая из зла произвести доброе, из неправого правое для вразумления и исправления людей, дабы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним (к обществу).

Через допущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих; по Божию промыслу, направляющему все к наилучшему концу, злохитрые замыслы для вреда обольщаемого ими часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели. Через такое допущение злых деяний Бог производит бесчисленное множество добра. Как сказал блаженный Августин: "Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла".

Нужно ли терпеть незаслуженные оскорбления и как относиться к обижающим нас?
Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не другое что, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог тебя оскорбить без Божия попущения. Скажешь: противник мой нанес мне величайшую обиду. Скажи: какую? Ибо за грехи твои тебя наказывает Бог или учит тебя терпению. Запечатлей твердо в душе своей, что никогда Бог не попустит, чтобы чужая злая воля могла причинить тебе какое бы то ни было зло, которое не послужило бы тебе в пользу, если только ты сам себе самому не повредишь.

Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, то ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло, ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и не известных тебе до времени. Этого обычая держались все святые угодники Божий: они не разыскивали, кто и за что их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды благодеянием для себя, а своих противников - благодетелями, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые нас хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Поэтому святые всегда мысленный взор свой обращали к Богу, во всяком деле полагались на Промысл Божий и всего доброго ожидали от Бога.

Как в непостижимых судах Божиих можно распознать Его святую волю?
В течение всей жизни мы должны часто повторять изречение царственного пророка: Правда Твоя, как горы Божии; и судьбы Твои -- бездна великая (Пс. 35, 7), бездна весьма великая, бесконечно великая! Каким же способом мы можем познавать волю Божию? Укажем на некоторые установления, или положения, через которые удобно открывается воля Божия, назвав их для краткости заповедями.

Заповедь первая

Все то, что отвлекает нас от Бога, противно воле Божией; все же, что приводит нас к Богу, - согласно с волею Божией: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда (1 Сол. 4, 3), не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более - противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это дело, предполагаемое мною, эта дружба, это приобретение или что-либо другое, такой образ жизни, - не сделает меня нравственно лучшим, потому что отвлекает от Бога; по крайней мере, ни это звание или профессия, ни эта дружба, ни такой образ жизни, ни это приобретение не есть Божественное обо мне изволение.

Заповедь вторая

Воля Божия изъясняется для нас законом Божиим и Церковными постановлениями. А потому мы должны при встретившемся нам каком-либо сомнении изыскивать, чего заповеди Божий и Церковные предания требуют от нас, и не только то, чего они требуют, но и что согласно с ними и сходно с их духом. Божественный апостол Павел говорит: ...Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Благая воля Божия заключается в десятословии (десять заповедей Божиих); Богоугодная - в Евангельских советах; совершенная, требующая, чтобы все заповеданное Богом приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на Небеси.

Заповедь третья

Эта заповедь предписана апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам: За все (как доброе, так и неприятное) благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5, 18). Прекрасно выразился об этом святой Иоанн Златоуст: "Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, - в этом весьма высокая мудрость". Что бы с тобой ни случилось, возглашай: "Благодарение Богу!"

Заповедь четвертая

Сверх упомянутых выше заповедей Божиих и церковных установлений сюда относятся законно избранные, истинно по-христиански живущие объяснители нам воли Божией в наших недоумениях (например, духовники, пастыри) о ней; это - духовные и мирские судьи нашей совести. К ним относятся из мирян родители, училищные наставники, воспитатели и все законопоставленные истинные правители человеческих обществ. Приведем пример: когда Савл, предав себя воле Божией всецело, вопросил: Господи! что повелишь мне делать? - не затруднил его Господь непосредственными своими приказаниями во всех этих подробностях и не послал ему тотчас Духа премудрости, но как ученика послал его к Анании, сказав: Встань и иди в город; и (там) сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9, 6). Анания был достовернейшим изъяснителем воли Божией Павлу, подобно тому как святой Петр - Корнилию сотнику (Деян. 10). Отсюда открывается Божие благоволение изъяснять свою волю человеку чрез другого человека же. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным (Тов. 4, 18); последовав сему, не раскаешься.

Душа человека иногда более скажет (объяснит), нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине (Сир. 37, 18, 19). Обращайся с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душею - по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его (там же, 16, 17). Остановитесь на путях своих, то есть обратите внимание на дела свои, - говорит Господь чрез пророка Иеремию, - и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой (прохлаждение, утешение) душам вашим (Иер. 6, 16).

Заповедь пятая

Если же время и место не позволяют испросить совета, человек сам в себе должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с нею в предстоящем ему деле, и Бог не оставит молитвенного его желания - во всем исполнять волю Божию, - и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом вникнуть в сомнительное дело внимательно и обсудить обе или все его стороны. Рассмотрев дело со всех сторон и сопоставив его с заповедями Божьими и Евангелием, мы должны последовать воле Божией, делать угодное Богу, а не то, что угодно нашему самолюбию и плотоугодию. Если ты удержишь ногу твою, - говорит пророк Исаия, - от исполнения прихотей твоих во святый день Мой... то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли (Ис. 58, 13, 14). Во всех сомнительных суждениях весьма полезными советниками бывают два советника: разум и совесть. Если оба они займутся исследованием сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное разрешение о том, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с волей Божиею.

Заповедь шестая

Познанию воли Божественной весьма много споспешествует молитвенное обращение к Богу с вопрошением: "Господи! что повелишь мне делать?" Так поступил апостол Павел, когда на поле внезапно осиял его невыносимый для очей свет и он пал на землю и услышал голос: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он в ужасе и трепете спросил: Господи! что повелишь мне делать (Деян. 9, 4, б)? Эту молитву полезно повторять часто; но самое благоугоднейшее для частого ее усугубления время то, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и Пречистых Тайн Тела и Крови Христовых; сознавая всецело свое недостоинство для восприятия Их, мы должны всею душою и сердцем молить нашего Искупителя: Господи, что повелишь мне делать? Боговдохновенные мужи советуют беспрестанно содержать в уме и выражать словами: "Господи, я недостоин; но я сознаю в своем сердце: то, что Тебе приятно, то самое пусть будет и мне приятно; что я обещал, - буду держаться своих обещаний и исполнять их". Повседневное предавание себя воле Божией есть дело совершеннейшее и полезнейшее, приуготовление себя к неизвестному нам, но неизбежному часу нашего перехода из здешней жизни в будущую, загробную жизнь, где получим то, что заслужим здесь добрыми или худыми своими поступками.

Примечание. Если кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо просьбы, не получает просимого, то пусть знает он, что Милосердый Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что приносимое не в пользу послужит просителю, или же отлагает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

Нет ни малейшего сомнения в том, что часто наилучший отец не спешит дать сыну своему или дочери вдруг того, чего они просят, чтобы испытать привязанность их к себе и научить их полезной терпеливости, которая заслуживает большую награду, чем нетерпение, горделивое прекращение прошения после первого же отказа в том. Тем более свойственно так поступать с нами Всеведущему Отцу Небесному. Мы бы перестали совсем молиться Богу или молились бы весьма редко и то по нужде, и едва ли бы нашлось у нас сколько-нибудь терпения, если бы Бог тотчас все нам даровал, как только мы пожелали бы чего-нибудь от Него.

Царь Иудейский Давид, когда пророк Нафан обличил его в грехе и объявил волю Божию о смерти зачатого во грехе дитяти от него, молился долго и постился, проливал слезы, повергаясь на землю пред Богом, умоляя Его об избавлении от смерти родившегося своего сына; но когда услышал он, что этот сын его умер, тотчас же успокоился: переменил одежду на праздничную, пошел в дом Божий и поклонился Богу (см.: 2 Цар. 12, 14 - 23). Христос Богочеловек, по совершении в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предав Себя в волю Отца Небесного, спокойно сказал ученикам Своим, отягощенным сном: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня (Мф. 26, 46). И так часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца, откуда и можем узнать волю Божию, что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя в волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается благоволение Божие.

Заповедь седьмая

Кто искренне желает узнать волю Божию относительно предпринимаемого им поступка, должен молитвенно обратиться к Богу, говоря от всей души: "Господи! Если бы я определенно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно и совершил бы я, и потому я верю, что Ты невидимо вложишь в сердце мое мысль, угодную Тебе".

Изливши пред Всевидящим свое сердце, он может поступать, как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит тем Бога потому, что любвеобильнейший Отец не оставляет такого любящего сына впасть в заблуждение. Если не найдется человека, способного к назиданию в том, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне Иосифу Обручнику, когда последний размышлял и недоумевал, как поступить с обрученною ему Девою в деле весьма важном; таким же образом послан был Ангел к трем восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях, для вразумления их не исполнять лестного наставления царя Ирода и другим путем возвратиться в свою сторону. Так же Аврааму, рабыне Агари и другим многим людям в помощь для отклонения их от разных заблуждений вместо Ангелов посылались верные люди для наставления.

Короче, Бог никогда не отказывает открывать тем или другим способом волю Свою сердечно желающим знать и исполнять ее; ибо человеколюбив святый Дух премудрости, Он удалится от лукавства как истинный Созерцатель нашего сердца и, как все объемлющий, знает всякое наше слово (Прем. 1,5- 7) (если оно истинно) и всем призывающим Его изобильно подается. Господь близок ко всем, истинно ищущим Его, и волю Свою дивным и сладчайшим наставлением открывает им: Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Пс. 144, 19), то есть от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.

По каким признакам или свойствам узнается, что человеческая воля согласна с Божественною волею?
Никто не может считать себя истинным христианином и величать себя Христовым последователем и исполнителем Божественной воли, если не находит в себе явных признаков того, что собственные его желания во всем согласны - по самым его поступкам - с волею Божиею. Кто желает увериться в этом и испытать самого себя, наконец навыкнуть во всем соглашать свои пожелания и поступки с волею Божиею, тот с пользою для себя да рассмотрит внимательно, находит ли он в себе нижеследущие знамения (признаки, душевные качества); при том он должен хранить их в себе и не заглушать их противоположными и по ним располагать свою деятельность.

Заботливость об исполнении христианских обязанностей
Первый признак или отличие истинного христианина есть заботливость все свои дела стараться совершать усердно, опасаясь, чтобы они не были противны заповедям и воле Божией, а потому никакого дела не начинать, не призвавши сначала Бога на помощь. И каждый истинный последователь Христов не возьмется ни за одно дело, не призвавши на помощь себе Бога хотя бы краткою, но сердечною молитвою. Если же встретится ему весьма полезное важное дело, но, по-видимому, не легкое к свершению, да попросит он себе у Бога помощи не раз, а многократно, пока Бог не вразумит и не наставит его, как совершить то дело.

Для людей, облеченных властью и правительственные места занимающих, да будет упомянутый совет инструкциею - "ничего не делать без соизволения Божия, таинственно открываемого в молитве усердной": ум смертного человека - ограничен, не может всего обнять и правильно обсудить. А отсюда сколько случается бедствий и неустройств в целом мире; и все это происходит от пренебрежения заповеди Христовой: смотрите (каждый за собою и за своими обязанностями), бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит [...] время (Мк. 13, 33) и потребуют от вас решительного отчета в делах ваших.

Несоблюдение этой заповеди есть начало всех многочисленных зол в мире. Ибо большие господа, правители, начальники, цари часто бывают людьми, действующими не по закону Божию и гражданскому здравому разуму, но по своим замыслам (страстям) и по своему безрассудному произволу; не испрашивают у Господа Бога себе Его благословения и просвещения своего ума; надеются на свой разум и собственные силы и думают о себе, что они - древние исполины, могущие и горы перевернуть, а поэтому бывает в делах как общественных, так и семейных, частных пагуба и неустройство со вредом и разорением весьма многих лиц.

Неустрашимость бед и скорбей, встречающихся при исполнении обязанностей христианских
Второй признак истинного благочестия и усердия поступать согласно воле Божией есть не страшиться встречающихся при этом бедствий и неприятностей, но доброхотно переносить их и даже их желать: последнее оправдывается тем, что Господь Бог - ближе к тем Своею благодатию, которые находятся в печали и многих злостраданиях, нежели к тем, которые постоянно благоденствуют во всем и не знают нужды. Господь не только любит убогих и нуждающихся, но и благословляет тех, которые им благодетельствуют.

Подобно храбрым воинам должны поступать те малодушные и нетерпеливые из христиан, которым Промысл Божий попускает претерпеть и перенести что-либо скорбное, тяжелое и печальное, ободряя себя и укрепляя мыслью, что Бог признал их достойными для перенесения положенного на них бремени и что Он не возложит больше того, сколько могут понести их человеческие немощные силы. Сама Премудрость. Божия говорит: Бог испытал их и нашел их достойными Его (Прем. 3, 5), и святой апостол Павел удостоверяет в том же всех, говоря: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). Поэтому умоляю вас, братия, избегайте всякого сладострастия и бегите так называемого счастья и роскоши, которые расслабляют и приводят в изнеможение душу и тело. Бог поступает с добродетельными людьми таким образом, как поступает учитель со своими благонадежными (преуспевающими в науках) учениками, требуя от них больших трудов и заставляя их разрешать неудоборазрешимые задачи.

Всякое обучение добрым делам кажется всегда для бренного тела жестоким и скорбным; попускает ли Бог на нас какое несчастье, великодушно перенесем его: это есть не проявление гнева Божия к нам, но доставление нам случая для нашего подвига, влекущего за собою награду, и чем более совершим подвигов, тем сделаемся мужественнее. Совершенной победы над злом достигает человек терпением. Как золото очищается огнем, так бедствия укрепляют человека. Дерево, растущее в глуши и затишье, не бывает упругим, твердым и крепким, если оно не подвержено при возрастании частым и сильным ветрам; потому что только через крепкие напоры ветра древесные частицы (клетки) сближаются между собою теснее и крепче, а корни глубже утверждаются в земле. Недолговечны и подвергаются скорому гниению и те деревья, которые растут в тиши на солнечных влажных долинах.

Христианское смирение, то есть отсутствие высокого о себе мнения
Третий признак человеческой воли, согласной с Божественною, есть христианское смирение, то есть уничтожение в себе мнения о себе самом, выступающего за пределы существа ограниченного, смертного. Это исключительно христианская добродетель. Кто не заражен самомнением (высокомерием), тот все сделанное им доброе приписывает не себе, не своему разуму, но Божией благости и силе; своими же, в тесном смысле, считает только свои заблуждения и всякую неправду, содержа постоянно в памяти изречение блаженного Августина: "Все доброе, предпринятое и совершенное тобою, относи к Богу и признавай, что без Бога ничего невозможно для тебя, а с Богом - все".

Совсем другие последствия своей деятельности имеют те гордые, самонадеянные люди, которые, забывая о Боге и своих обязанностях, возлагают всю надежду на самих себя: на свою мудрость, ловкость, искусство, на свои силы. Они превозносят себя в свете перед своими сверстниками и восхваляют до небес, а между тем в важных и весьма полезных делах оказываются нерадивыми, небрежными и упустительными по излишней самонадеянности.

Совершенно же предавшие себя в волю Божию, смиренные делатели в винограднике Христовом, поступают иначе; они уподобляются коромыслу весов с прицепленными к нему на противоположных концах чашами: чем больше кладется в одну из чаш весовых гирь, тем больше оно понижается, противоположная же чаша с тем вместе повышается на столько же: это - символический образ достоинства людей Божиих и людей мира сего: чем более человек смиряет себя перед Богом и людьми, тем более возвышает его благодать и милость Божия, и наоборот, чем выше ставит себя он перед Богом и презирает свою братию через свое высокомерие, тем более унижает свое человеческое достоинство.

Возложение крепкой надежды на помощь Божию и Его Промысл в наших делах, при опасных нападениях и бедствиях
Четвертый признак согласия нашего с волею Божиею есть величайшее упование наше во всем на Господа Бога. Через одно крепкое упование на Бога мы становимся победителями всех врагов своих и возвышаемся в своей душе над ними, ибо каждый, возложивший крепкую надежду на Бога, уверен, что если бы враги его постарались поднять целый ад против него, и то не возмогут повредить ему более того, сколько Богу угодно попустить им.

Уповающий сердцем на Бога превращает всех своих врагов в плательщиков оброка и в работников себе, ибо он имеет Бога помощником себе, потому что обо всем, чего желает, прежде всего молит Бога, полагая себе за правило: "То, чего я прошу у Бога, может быть для меня полезно или неполезно, и это в совершенстве известно только одному Богу; если просимое полезно мне, то Бог и пошлет мне его немедленно, а иногда отлагает до более благоприятного времени, чтобы таким образом испытать меня и приучить к терпению. Но если Бог многократно повторенное мною прошение не исполняет, то через это становится мне известно, что я просил у Бога то, что для меня - бесполезно или вредно". По такому весьма благоразумному правилу поступает и не иначе молитвенные свои прошения воссылает тот только, кто единственно и совершенно предал себя всего в управление Божественной воле. Не признающие же тайны Божественного мироуправления и Его Промысла о каждом из Его творений или вовсе не призывают Всевышнего себе в помощь, или хотя и призывают, то делают это нерадиво и как бы для обряда только, и прежде чем вздумают обратиться с молитвою к Богу, сначала надокучают тем лицам, от которых надеются на помощь в исполнении своих пожеланий, своими усиленными и жалобными прошениями, а если не имеют успеха у одних лиц, то обращаются к другим, стараясь достигнуть желаемого через протекцию, через подарки и подкупы, обращая таким образом достижение желаемого в зависимость от бесчестной греховной сделки.

Желающие заслужить достойное уважение перед людьми и милость у Бога должны поступать иначе: они прежде всего должны сердечно искать себе милости у Бога о прощении грехов своих и Его благой помощи для согласования свободных своих поступков с волею Божиею.

Вода, почерпаемая из самого источника, бывает всегда чиста, здорова и благоприятна.

Молчаливое претерпение нами оклеветаний и лжесвидетельств
Пятый признак, указывающий на то, что наша воля согласна с Божественною, есть перенесение нами всенародных поношений, оклеветаний и других порицаний нашего доброго имени и добрых дел наших в молчании смиренномудренном. Нет более чувствительнейшего удара для прямой христианской души, как наглое оскорбление порицанием и клеветою прямых ее намерений и действий, которые она предпринимает и совершает ради славы Божией и спасения, вразумления и пользы своих ближних. Но и такие жестокие удары истинный Христов последователь переносит молча, взирая всегда умственным оком с благоговением на многотерпеливого Иисуса, молчавшего среди бесчисленных поношений и мучений во время беззаконного суда над Ним.

Повторяй каждый про себя непреложную истину: "Когда озлобит (опечалит) тебя Господь, попустив какое-либо огорчение или потерю, в конце концов обратятся они во благо тебе". Если бы луна всегда была однообразна в своем сиянии и круге и не изменялась всякий день в своем возрастании или уменьшении, сохраняя постоянно вид полной луны, то астрономы никогда не открыли бы того, что она заимствует свой свет от солнца. Равным образом и мы узнаем из разных лишений и огорчений, что всякое доброе посылается нам от Бога. Заболел ли кто, отсюда по опыту узнает он, как драгоценно человеку здоровье и как должно строго беречь и охранять его, чего никогда бы не узнал он, если бы вовсе не болел: такова уже врожденная нам беспечность, что мы не ценим и не бережем доброго, полезного и приятного, пока его не лишимся; тогда только оценим свою потерю и пожалеем о ней. Потерпит ли кто бесчестье, нанесенное ему другим, тогда только опытом на себе узнает он, сколь тяжкий грех вредить (порочить) доброе имя и славу ближнего. Впадет ли кто в бедность и нищету, тогда только истинно поймет он, как сам (до обнищания) поступал с убогими и как должно, по заповеди Божией о любви ко всем, заботиться о всех, тем более о нищих и беспомощных; а потому он молчит и, размышляя обо всем сказанном выше, смиренно поручает себя во всем Божественной воле.

Мужественное перенесение трудов, лишений, и опасностей ради чести и славы Божией и ради спасения ближних наших
Шестое знамение человеческой воли, сообразной с Божественною волею, состоит в том, что она, ради чести Божественной и исполнения заповедей Божиих, готова воспринять на себя все трудности и лишения и неустрашимо подвергаться опасностям, готова все претерпеть скорбное, трудное и едва переносимое, крепко уповая на Божий Промысл и Его помощь. Сколь великодушным показал себя в этом отношении святой апостол Павел: Я научился, - говорит он, - быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 11 - 13).

Каждый из нас также должен размышлять о себе и знать: Бог желает, чтобы я был терпелив в страдании, чист от пороков в своей жизни, охотно прощал своих врагов, о всех хорошо думал бы и говорил, пока они не обнаружили себя в противном, и почему бы мне не быть во всем этом согласным с желанием Божиим? Правда, что до сего времени мое своеволие служило мне к тому препятствием и как бы каменною стеною, преграждающей мне следовать Божиему указанию богоугодной жизни; но с сей поры, когда свет благодати просветил мою душу, такая стена не устрашит меня, перескочу и через нее, ибо все могу сделать силою укрепляющего меня Христа.

Это видим мы явственно сбывшимся на деле во святых апостолах и их преемниках и последователях их учению. Апостолы, избранные Богом для проповеди имени Господа нашего Христа, учения и спасительных для рода человеческого дел Его, имели великое дерзновение (безбоязненность, мужество и веру) и совершили дивные дела: они силою истины и живой веры каких только не переходили стен лжи, суеверия и неразумия! Для них не было ничего неудобного и непреодолимого в деле Евангельской проповеди. Во всех концах вселенной искали они утоления своей сердечной жажды ко спасению народов через приведение их в веру Христову, дабы обращенные удостоились войти вместе с ними в обители Отца Небесного, уготованные Христом, в то место, которого жители не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Апок. 7, 16). Не препятствовали апостолам совершать величайшие и достойные хвалы подвиги ни беды и скорби, ни гонения и поношения, ни раны, биения, голод, нагота, притеснения, ни даже самая смерть за Христа; не устрашили их все демонские полчища, попранные их ногами, и другие неудобства и препятствия, встречавшиеся им на суше, на морях и на всяком месте: они все и везде совершали в честь и славу Божию мужественно, укрепляемые Его силою, не боясь никаких препон и трудов.

О том, каким способом можем мы утверждать в себе крепкое упование на Бога при приключениях, противных нашей воле
Кормчий познается во время морских бурь и штормов; воин - в сражении; подвижник (борющийся против грехов) - в борьбе против искушений. Никто не знает, что он в силе сделать, если не испытает себя в борьбе с многоразличными бедствиями. Уповающему на Бога все побеждать удобно. Вот шесть кратких наставлений, каким образом мы удобно можем одержать эту победу.

Первое наставление. Если тебя постигнет злое приключение, ты немедленно, тотчас же обратись к Богу и открой Ему свое сердце о том, чем ты страдаешь, что причиняет тебе нестерпимую боль. В этом отношении мы, едва ли не все, грешим сильно: когда тяготят бедствия и огорчения, то мы всем жалуемся и всех приводим в сожаление о нас; одного только Бога забываем, Он бывает у нас последним из всех тех, к которым прибегаем мы, прося помощи, и тем порядок превращаем в беспорядок.

Второе наставление. Молчи и воздержи хотя бы уста и язык, когда не возможешь удержать ума; ибо если в бедствиях и притеснениях не обуздаешь языка, не удержишь его, то знай, что легко наживешь себе беду, споткнешься в словах, а потому безопаснее молчать, в особенности о своих противностях и противниках. Ты не можешь говорить о них ничего хорошего? По крайней мере не говори о них злого слова: пусть будет совесть твоя утешителем тебе, а праведнейший Бог - судиею, от очей Его твои противники и их злоумышления не сокроются; уповай на Бога и молчи.

Третье наставление. Когда ты обратишься к Богу и привыкнешь молчать, тогда всего себя предоставь воле Божией, искренно покорись ей и благодари Бога, что Он благоволил удостоить тебя - страдать невинно, а если и заслужил ты страдание, то своим терпением загладишь вину и обнаружишь свое незлобие. Покорный воле Божией человек держит Бога как бы в объятиях своих.

Четвертое наставление. Когда сколько-нибудь утихнет скорбная буря, обратись к молитве: призывай к себе на помощь Пречистую Божию Матерь, святых Ангелов и святых угодников Божиих и представь им свою нужду, свою беду всякую, и не довольно сделать это один раз, повторяй опять через многие дни, времена и целые годы, если того требует дело твое; не переставай до конца постоянным своим прошением отверзать Божию десницу, которую Он крепко сжал для оказания тебе просимой помощи.

Если же прошение твое не будет исполнено, то размышляй о непостижимости судов Божиих и о совершенном всеведении и Промысле Вышнего и всецело предоставь себя воле Божией. Ты поступил, как было должно, остальное Бог исполнит.

Пятое наставление. Посоветуйся с человеком мудрым и, по наставлению Сираха, без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся (Сир. 32, 21). Более же всего остерегайся следовать своим вожделениям и влечениям; ибо потеряешь всякое терпение, погубишь всю кротость, если послушаешь внутренних своих советников, то есть пристрастий и влечений: они недобрые советники.

Наконец, шестое наставление. Если несмотря на все твое усердие и заботливость не сбывается что-либо по твоему желанию, не вознегодуй ни на Бога, ни на едино из Его творений; размысли, что Богу известно до малейшей черты все, что ты уже потерпел, что еще предстоит потерпеть тебе: Он желает изведать и укрепить твое мужество, а потому что Богу приятно, то самое и тебе да будет благоприятно.

Никто не дерзай говорить: вижу - напрасно тружусь; просил я у Бога помощи с величайшим упованием на Него, всего себя предоставляя в Его волю, но ничего не вымолил. Это слова людей нечестивых. Ничего нет суетного в том, что хорошо сотворено: разве у Бога есть одно только казнохранилище, и если кто не получает от него денег, то ничего другого да не надеется и да не ожидает? Несмыслен тот работник, который не желает уплату за свою работу получить ничем другим от своего господина, кроме только одной мелкой монеты (лепты). И если господин будет уплачивать ему золотыми империалами или отборною пшеницею, неужели бессмысленный работник воспротивится принять такую плату и будет требовать непременно мелкой монеты? Итак, да будет уверен всякий, кто не получил от Бога просимого предмета, что он не тщетно молился, он умолит Бога дать ему что-либо другое, несравненно лучшее.

О том, сколь многими и какими дарами вознаграждает Бог уповающих на Него
Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек (Пс. 124, 1), ибо Сионскую гору не сдвинут с места ни жесточайшие бури, ни яростные волны, не потому только, что она - гора, но более потому, что она гора, посвященная Богу; таким же образом и человека, истинно уповающего на Бога и во всем сердечно угождающего воле Божией, не опрокинет никакое устремление бедствий. Таковое упование на Бога есть шлем, непреоборимый никаким орудием; броня, не пропускающая ни стрелы, ни пули; якорь, не допускающий никакого случая потопления.

Рассмотрим каждое воздаяние или вознаграждение уповающим на Бога.

Первое вознаграждение состоит в том, что упование не оставляет никого в стыде.

Упование на человека - обманчиво: оно тысячу раз прельщает нас, однако ж не вразумляет обманутых. Такое упование привело многих людей к бесчестию и ничтожеству: надежда нечестивого исчезает, как прах, уносимый ветром, и как тонкий иней, разносимый бурею, и как дым, рассеиваемый ветром, и проходит, как память об однодневном госте (Прем. 5, 14). А надежда на Бога никого не обманула и не посрамила, ибо Тот, на Кого возложил ты упование, поруган не бывает.

Второю наградою для уповающих на Бога бывает их мирная и безмятежная жизнь. Истинно и неизменно уповающий на Бога совершает свои дела, хотя бы они были весьма разнородны и тягостны, без всякого смущения и во всех злых приключениях не унывает. Кто дела свои поручает Богу, тот и здесь будет жить мирно и безмятежно, и там (в будущей жизни) наследует блаженство. Но в чем же состоит поручение наших дел Богу? Оно состоит в нашей уверенности, что все, касающееся нас, бывает по воле или по допущению Божию, и мы за все то обязаны благодарить Бога. Добро ли получаем, от руки Божией получаем; зло ли, по допущению Божию, - для вразумления нас: и за то, и за другое возблагодарим Бога!

Уповающим на Бога третъею наградою бывают: крепость в перенесении бед и не побеждаемый оными ум. Блаженный Феодорит поучает: "Бога имей своим наставником и правителем во всем, так чтобы образ твоей жизни, и твои поступки, и обстоятельства твои устрояемы были Его премудрым Промыслом, тогда только ты будешь крепок и неизменен в своих поступках и помышлениях". Таковыми явили себя тысячи тысяч святых угодников Божиих. Невиданное и ужасное явление: быть повешенным на мучилищном орудии, строганным по телу железными зубьями, быть опаляему огнем и при всем этом пребывать радостным и веселящимся. Бог дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость (Ис. 40, 29). Блаженны все, уповающие на Него (Пс. 2, 12).

Четвертая награда - предохранение от грехопадений в сей жизни и милость Божия, заглаживающая покаянием грехи, совершенные нами: Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет (Пс. 33, 23). Каким путем можно достигнуть сего, один из учителей дает такое наставление: тот предохранит себя от грехопадений, кто поставил себе законом не желать ничего такого, что не позволительно, ограничивая круг своих пожеланий тем, что не .противоречит воле Божией. Поступающий так искусен в мудрости и в делах своих проявляет ее, поручая себя провидению и воле Божией, не страшась никаких зол и грехопадений. Истинное на Бога упование удаляет от нас не только сердечные смущения (неспокойствие, печаль), но и противные им леность и небрежение.

Пятое вознаграждение: истинным упованием на Бога сообщается нам как бы полное всемогущество; мы кажемся как бы всесильными. Святой Павел свободно возглашает:

Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13).

Всемогущая сила приписывается не только христианскому верованию, но и упованию на Бога, которое облечено Всемогущею Божиею силой так тесно, что совершает чудные и удивительные дела.

Христос не сказал "творите чудеса", но сказал "имейте веру Божию" (упование): против благоволения Его не ропщите, непостоянное малодушие в недоведомых распоряжениях Божиих отбросьте от себя, всякое маловерие удалите; если на скорпиона, аспида и дракона наступать пугаетесь, то по крайней мере низложите гордость, высокоумие и презорство (не презирайте других); если повелением не можете угасить пламень, то погашайте жар ваших похотей; если львов, тигров, вообще лютых зверей не укрощаете и не обуздываете, то гнев ваш укротите, зависть злобную убейте в себе; если сухого дерева не можете обратить в живое зеленеющее, то неимущую руку наполните щедрым даянием.

Одного требует от нас Христос: имейте веру Божию; имеющий ее всякое зло обращает в добро, из всякого олова или свинца выделяет частицы серебра и золота.

Краткое начертание христианских добродетелей
Святой Киприан, красноречивый и богоугодный архиерей Карфагенский и мужественный мученик (III век), оставил нам краткое начертание христианских добродетелей или всего того, чего требует Божественная воля от Своих рабов и взыскивает с них. При составлении этого начертания святой архипастырь имел в виду изобразить в храмах, а более всего в сердцах христианских образ или зерцало поведения и совершенства жития христианского. Не бесполезно и желательно все то, что угодно воле Божией, чему Христос учил и что Сам Он исполнял на деле, каждую добродетель расположить в кратких выражениях в следующем порядке:

1. Смирение в жизни (в пребывании и поступках).
2. Непоколебимое мужество в вере.
3. Скромность и разборчивость в употреблении слов и других выражений наших мыслей и чувств.
4. В делах должна быть правда и истина.
5. В отношениях к другим - милосердие.
6. В отношении нравов - исправление.
7. Никаких обид не творить.
8. Сделанную нам обиду благодушно и терпеливо переносить.
9. Со всеми жить мирно.
10. Бога любить всем сердцем.
11. Любить Бога, ибо Он - Отец.
12. Бояться Его, ибо Он - Бог.
13. Иисуса Христа не сравнивать ни с кем (то есть ни с кем из разумно свободных существ, как земных, так и небесных).
14. Сердечною любовью соединяться с Ним.
15. К Честному Кресту Его, вообще к Христовым страданиям за нас и крестной Его Смерти быть истинно внимательным и поклоняться Ему со страхом по греховности своей и надеждою на крестные заслуги Христовы для нашего искупления.
16. В беседах (разговорах и вообще в суждениях) о Пресвятом имени и достоинстве Христа Спасителя нашего быть твердыми и постоянными во всем том, что касается нашего вероисповедания; в ответах нашим совопросникам смело отвечать без всякого колебания, во что мы веруем и что исповедуем (признаем) как несомненную истину; в час смерти (вообще всякой смерти и тем более смерти за исповедание Христа) иметь непоколебимое мужество, которым заслужим венец исповедников Христовых до и в самой смерти нашей: это значит, что мы должны в земной жизни вести себя как сыновья и дочери Божий, как сонаследники Христовы, то есть хранить заповедь Божию - исполнение во всем воли Отца Небесного.

Из всех означенных выше Киприановых предложений преимущественно иметь всегда должно в уме и крепко держать в памяти седьмое, восьмое, девятое и десятое предложения, то есть не делать никому никакой обиды; нанесенную нам обиду благодушно и терпеливо перенести; с ближними жить в мире; Бога любить всем сердцем. В этом весьма часто и многократно тяжко грешим мы, слабые и неразумные. Волю Божию, когда она ниспосылает нам многоразличные дарования душевные и вещественные, охотно принимаем мы и сердечно предаемся ей. Когда же, по воле Божией, постигают нас разные наказания, обиды, лишения, тогда мы ропщем: не признаем воли Божией в постигших нас бедах или неприятностях и, как от неблаговоления Божия, отвращаемся от них, приписывая их человеческой злобе против нас, нерасположенности к нам, зависти, тому подобным побуждениям греховным со стороны других, не понимая или запамятовав, что самый чужой грех, причинивший нам зло, допускается Богом в наказание нам для нашего же исправления. В этом состоит величайшее ослепление и непонимание нами истинного значения ниспосылаемых нам Промыслом бедствий.
Hosted by uCoz