СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН (СОКОЛОВ), ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ, ЗАДОНСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Духовные наставления.

Цель наша - спасение и Жизнь Вечная
Для Вечной Жизни созданы мы Создателем нашим и к ней словом Божиим позваны, Святым Крещением обновлены, и Христос, Сын Божий, ради того в мир пришел, чтобы нас к ней призвать и привести, - и Он один необходимо нужен. Поэтому первейшее усилие и попечение твое о том да будет, чтобы ее получить. Без нее все - ничто, хотя и весь мир обретешь. Получению ее всякий грех и пристрастие к суете мира сего препятствуют, берегись же, да не лишишься Вечной Жизни. Временную жизнь бережешь, хотя и непременно оставишь ее, и все делаешь, чтобы ее не лишиться; сколь несравненно больше должно беречь Вечную Жизнь и все старание прилагать, чтобы той не лишиться! Все временное против вечного - ничто. Ищи же Вечную Жизнь, как единое твое истинное добро, и всего того, что дверь к ней затворяет, убегай. Бог человеколюбивый хочет тебе спасения: да будет это хотение и твоим. Желай же и ищи того, как алчущий - пищи, жаждущий - пития, и получишь, что желаешь.

Истинные христиане в этом мире живут, как путники, странники и пришельцы; и всегда на Небесное отечество верой и душевными очами взирают и того достигнуть стремятся. Будь же и ты в мире этом странником и пришельцем, и непрестанно на отечество свое Небесное взирай, и таковое получить старайся.

Жизнь наша в мире сем - не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку.

Люби Бога и благодари его за все
Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благой Промыслитель. Он как создал тебя, так с тех пор всякое добро тебе подает. Без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля своего телесными очами, но видишь благодеяния Его, подаваемые тебе: видишь солнце, луну и звезды Его, которые светят тебе; видишь огонь, который согревает тебя и варит пищу тебе; видишь воду, которая напояет и омывает тебя; видишь пищу, которая насыщает тебя; видишь одеяние, которым покрывается нагое тело твое; видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он подал тебе в нужде твоей и к утешению твоему. Видя же и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля своего вспоминай и за все благодеяния от чистого сердца благодари Его. Большее и высочайшее Его благодеяние - что благоволением Его пришел к нам Христос, Единородный Сын Его, и честною Своею Кровью и страданием искупил нас от диавола, ада и смерти. Непостижимая открылась нам тогда благодать Божия. Должно же и нам всегда на это великое и умом не постижимое дело Божие верою взирать и непрестанно о нем помнить; и Богу, нас, недостойных, так возлюбившему, от всего сердца приносить благодарность; поклоняться Ему, хвалить, петь и славословить Его сердцем и устами: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1,68 - 69). Помни же и ты всегда великое это дело Божие, и удивляйся тому, и от сердца благодари Бога, и живи так, как хочет Бог, пришедший в мир грешников спасти, да не оскорбишь Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, так что и в мир ради тебя пришел, и пострадал, и умер святой плотью Своей, - исполняй же и ты святое хотение Его и со всей тщательностью заботься о спасении души своей. Будь благодарен Ему и живи смиренно, любовно, кротко и терпеливо, как Он Сам жил и того хочет от тебя.

Везде и во всем с любовью замечай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на земле, и на небе, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. Любовь Божия объемлет нас: всякое создание Божие о любви Его к нам свидетельствует. Видя же творение Божие и пользуясь им, говори в себе так: это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня оно сотворено Эти светила небесные: солнце, луна и звезды - Господа Бога моего суть создание, всей вселенной и мне они светят. Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скоту моему произращает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание. Эта вода которая меня и скот мой напояет, Господа моего есть добро. Этот скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от Него дан он. Этот дом, в котором я живу, Божие добро есть, и мне он дан от Него к упокоению моему. Эта пища, которую я вкушаю, Божие дарование есть, мне ко укреплению и утешению немощной плоти моей данное. Эту одежду, в которую одеваюсь, Господь Бог мой подал мне ради прикрытия нагого тела моего, и прочее.

Этот образ Богородицы есть образ Пресвятой Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна в женах Бога плотию рождшая Матерь и благословен плод чрева Ее! Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, Его питавшие!

Этот образ Предтечи есть образ великого Пророка, который от Бога послан пред Спасителем моим Иисусом Христом и о Нем, уже пришедшем в мир, возвестил людям и указывал на Него: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), - и Того крестить сподобился в струях Иорданских.

Этот образ Апостола есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним: и чудодействующего Его видел, и поучающего слышал, и страждущего за спасение мира, и воскресшего из мертвых, и возносящегося на Небо видел, -и от Него послан во вселенную проповедовать Святое Евангелие Его.

Этот образ мученика есть образ того подвижника, который стал до крови за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое живота своего не пощадил, и благочестивую нашу веру, как истинную, излиянием крови своей утвердил.

Это слово, Священное Писание, которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сия, и ныне через него Бог мой мне говорит: Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра (Пс. 118, 72). Господи! Даждь мне уши слышать слово Твое святое.

Этот дом священный, церковь, в которой я стою, есть храм Божий, в котором от верных, братии моей, приносятся Богу моему молитва и славословие. Эти священные гласы, славословие и молитва общая, суть те гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славословие воссылаются святому имени Бога моего.

Этот священный муж, епископ или иерей, есть ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения.

Этот брат мой, всякий человек, есть любимое создание Бога моего, как и я, - создание, по образу Божию и по подобию сотворенное и падшее; Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, искупленное и к вечному животу словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любимое создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, и делать ему то, что себе хочу. Ибо так повелел Бог мой.

Словом, всякий случай и всякая вещь могут и должны возбуждать тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показывать любовь Его к тебе, так что и самое наказание от любви Его к нам бывает, по писанному: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12,6). Поминай .же везде, во всяком случае и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, да не явишься Ему неблагодарным. Ведь забвение благодетеля есть явный знак неблагодарности.

Бог есть высочайшее Добро, от Которого всякое прочее добро и блаженство, какое есть и может быть, проистекает. Блаженство без Бога есть окаянство и бедность, жизнь -смерть, радость и сладость - горесть. С Богом жить и в несчастии есть счастье; в нищете - богатство; в бесславии - слава; в бесчестии - честь; в скорби - утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения. Потому люби Его, как высочайшее добро твое и блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей, более себя самого. К Нему Единому прилепляйся сердцем твоим и более всего Единого Его желай и ищи. Он -вечное твое добро и блаженство, без Него и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие - добро, но Создатель несравненно лучше. Люби же и желай то самое истинное Добро, как существенное, безначальное, присносущное и непременяемое, от Которого все создания добрыми сделались.

Любовь - это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя не что иное есть, как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, ни светит, ни согревает. Потому что если вера, по свидетельству апостола, без дел мертва есть (Иак. 2,20), то каким образом любовь может существовать без них - любовь, от которой сама вера заимствует свою силу и действенность (см.: Гал. 5, 6)?

Истинно почитай Бога
Бога почитай не наружно, но доброй совестью, страхом, любовью, послушанием, благодарением, молитвой, верою. Ибо Бог есть дух невещественный, потому не чем иным, как только духом и истиной почитается.

Имя Божие с почтением, страхом и благоговением поминай, и то лишь в тех случаях, когда надо поминать. Имя Божие свято и страшно, и поминающие Его с непочтением тяжко грешат. Почитай имя Божие, как Самого Бога. Царя земного имя с почтением поминаешь, как и должно; тем более Царя Небесного имя, для Ангелов и душ святых любезное и сладкое, с высоким почтением поминать должно.

Правильно поминается имя Божие в молитве, славословии, благодарении, хвалении, в песнях духовных и беседах, в разговорах, христианам подобающих, то есть о святом слове Божием, о Законе и Евангелии, о пришествии Христовом в мир, о жизни Его на земле, страдании и смерти Его, нас ради подъятой, о смерти человека и суде Христовом, о вечной муке и Вечной Жизни, и прочее. В иных разговорах, без крайней нужды не поминай имя Божие, и если нужда будет помянуть, с опасением и должным почтением поминай.

Во лжи и шутках берегись помянуть имя Божие, да не постигнет тебя тотчас Суд Божий: потому что Бог наш есть огнь поядающий(Евр. 12,29).

Вошла в обычай божба, как-то: ей-Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос, и прочее. Это не иное что суть, как сатанинский вымысел, на бесчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись так и подобно этому божиться. Когда нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: да, да; нет, нет (Мф. 5,37). Прочее все - от неприязненного духа.

Старайся угождать Богу
Старайся Богу угождать верой и послушанием, то есть делай то, чего Он хочет и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хочет и что Ему не угодно. Без послушания что ни делает человек - не угодно Богу.

Уклоняйся от зла и твори добро ради Бога, а не ради иной какой причины: то запретил, а это повелел Бог. Все то не угодно Богу, что не ради Бога делается. Да будет завершением всех дел твоих - воля Божия, которая не хочет зла, а хочет добра.

Спасение в Господе Иисусе Христе
Спасения твоего ни в чем ином не полагай, как только во Едином Христе Иисусе, Спасителе мира. Если истинно веруешь, что Он за тебя пострадал и умер и есть Спаситель твой, то люби Его всем сердцем твоим, слушай Его и угождай Ему, как Спасителю своему, и всю надежду спасения в Нем Едином полагай и утверждай. Непременно должны мы добрые дела творить, как христиане, но спасения от Единого Христа просить и ожидать должны.

Внимай слову Божию
Слово Божие, то есть Священное Писание, пророками и апостолами нам преданное, люби как и Самого Бога: Божие слово есть слово уст Божиих. Если Бога любишь, то непременно и слово Божие любишь. Ибо оно есть послание Божие к нам, недостойным, и высочайший Его дар, нам ради спасения поданный: если любишь Пославшего, люби и посланное от Него письмо к тебе. Слово Божие мне, тебе и всем дано от Бога, да всякий, хотящий спастись, через него спасение получит. Когда царь земной к тебе напишет письмо, любишь таковое и с любовью и радостью прочитываешь его. Кольми паче письмо Царя Небесного, слово Божие, любить и с любовью и радостью прочитывать должно.

Слово Божие не ради того дано нам, чтобы оно лежало, на хартии написанное, но чтобы мы пользовались им духовно, просвещались, на путь истинный и спасение наставлялись, нравы свои исправляли и по правилу его в мире сем жили и Богу угождали. Если же хочешь быть истинным христианином, непременно старайся жить по правилу его. Ибо слово Божие есть семя Небесное: должно в нас плод произрастить, себе подобный, то есть святое и Небесное житие. Иначе оно обличит нас в день Страшного Суда Христова. Живи же так, как слово Божие учит, и по нему себя исправляй.

Начало премудрости - страх Господень
Без веры живой и страха Божия благочестиво жить невозможно. Вера живая от рассуждения слова Божия и Святого Духа в сердце человеческом возбуждается. Сего ради должно читать слово Божие, внимать ему и молиться, чтобы Сам Бог светильник веры в сердце нашем зажег.

Страх Божий рождается главным образом от рассуждения о вездесущии и всеведении Божием. Бог везде. Где мы ни находимся, с нами Он. Что мы ни делаем, говорим, мыслим - все пред святыми очами Его совершается. Он намного лучше дела наши знает, чем мы сами.

Рассуждай об этом, христианин, и с помощью Божией зародится в тебе страх Божий. Страх Божий будет тебя везде и во всяком деле остерегать и исправлять, от всякого зла отвращать и ко всякому добру поощрять. И так день ото дня лучше будешь. Имей же всегда пред душевными очами Бога и обретешь страх Божий, подражая псалмопевцу Давиду: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15, 8).

- Кто премудр? - Тот, кто везде и всегда опасно (с опаской. - Ред.) поступает и невидимого Бога, как видимого, пред собой имеет.

Испытывай себя
Велико и преславно - быть христианином! Но осмотримся и искусим себя, истинно ли есмы христиане, по увещанию апостольскому: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13,5), ибо без веры христианин быть не может. Показываем знаки христианства, но имеем ли внутри себя истинное христианство? Все внешнее без внутреннего ничто, и знаки внешние без самой истины суть ложь и лицемерие. Хвалимся все верою - но творим ли дела, сообразные вере, якоже апостол глаголет всякому: Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих (Иак. 2, 18)? Называемся христиане - от Христа, - но распяли ли плоть со страстьми и похотьми, как подобает христианам, верующим в Распятого Христа, якоже апостол глаголет: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24)? И чувствуем ли внутри себя духовное радостное елея помазание? Веруем Евангелию - достойно ли Евангелия живем? Исповедуем и призываем Бога истинного - но угождаем ли Ему верою и чистою совестью, чего Он от нас требует? Слушаем святое Божие слово - но внимаем ли ему и исправляем ли себя по нему? Причащаемся Святых и Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых - но обновляемся ли мы от Святого Причастия и успеваем (созреваем. - Ред.) ли в духовного, нового человека? Это и прочее рассмотрим и осмотримся, как живем, как общаемся, как мыслим, как говорим, как делаем, каковым сердцем пред Богом, всё видящим, обращаемся и каковым друг с другом обходимся. И рассмотрев, исправим себя, да не только именем, но и истиною будем христиане. Сделались мы благодатью Божией христианами - потщимся истинное христианство внутри себя иметь. Крестились мы во Единого Триипостасного Бога и получили дар святости и оправдания - потщимся сохранить до конца Небесное то сокровище. Веруем в Распятого Иисуса Христа - потщимся верою и последовать Ему и, вземше всяк крест свой, за Ним идти. Исповедуем и призываем Небесного Бога -потщимся и угождать Ему Небесными нравами. Слушаем Божие слово потщимся и жить так, как оно научает нас. Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века - потщимся и обращаться в мире сем достойно воскресения мертвых и жизни будущего века и, отвратившись от суеты мира сего, к единым вечным благим стремиться. Приступаем к Святой и Небесной трапезе Тайн Христовых - потщимся, чтобы Хлеб сей Небесный и Животворящий обращался в живот, освящение, просвещение, обновление, радость и утешение душевное. Так веру нашу от дел наших покажем, так не только именем, но и самою вещью будем христиане.

Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, который по Святом Крещении вдался в беззаконные дела и беззаконнует. Всего того блаженства лишается, которого в Крещении Божией благодатью сподобился, и самовольно ввергает себя в бедствие, от которого избавился было, даже в большее попадает бедствие. Ибо познал было истину, но в ней не хотел жить; познал Бога, но Его не хотел почитать, познал путь, ведущий к вечному блаженству, но по нему не хотел идти; обещался Богу работать, но в том Ему солгал; омылся, освятился, оправдался, но всего того лишился; сделался чадом Божиим, но то преславное благородие потерял; сделался наследником Вечного Живота и Царствия, но то наследие погубил. Как изъятый из рва глубокого человек опять в ров тот падает, так беззаконнующий христианин изведен был из рва погибели вечной, но опять самовольно ввергает себя в ров тот. К этому бедственному состоянию принадлежат:

1) блудники, прелюбодеи и все, каким-нибудь образом себя оскверняющие;
2) воры, хищники, грабители и как-нибудь неправедно чужое добро похищающие;
3) люди злобные, жизнь ближнего своего повреждающие;
4) лукавцы, хитрецы, лицемеры и лестно с ближними своими поступающие;
5) хульники, ругатели и клеветники;
6) судьи, по мзде и дарам, а не по справедливости присяги и правде судящие;
7) господа немилосердные;
8) купцы, которые худую вещь за добрую, и дешевую за дорогую, и гнилую за здоровую продают и берут за товар большую цену, нежели он стоит;
9) чары творящие и призывающие таковых в дома свои;
10) все, против совести и бесстрашно Закон Божий нарушающие.
Осмотрись и остерегись, да не вечным пленником диавола и погибели будешь.

Берегись греха и слушай свою совесть
Всякого греха, как смертоносного яда, берегись: всякий грех великого Бога оскорбляет и прогневляет, а согрешающего отлучает от Бога и вечному спасению препятствует. Берегись же греха, да не навечно умертвит тебя.

Краткая греха есть сладость, но за ним вечная смерть последует.

Что совесть возбраняет тебе делать, того не делай: что совесть непогрешительная возбраняет, то возбраняет и Закон Божий. Совесть добрая согласна с Законом Божиим, который говорит: не убий, не укради и прочее. То же слышишь и в совести твоей, и она то же тебе говорит. Берегись же делать то, что совесть запрещает, да не уязвишь душу твою, уязвив совесть.

Пусть меня все хулят, только бы меня совесть хвалила.

Избирай лучше умереть, нежели согрешить против совести.

Лучше от одной совести утешаться, хоть и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит.

Лучше уязвленное тело иметь, нежели грехами уязвленную совесть; лучше всякие внешние беды принимать, нежели иметь эту одну внутреннюю беду.

Злая совесть паче всяких скорбей оскорбляет и паче всякого мучителя мучит человека.

Нет злейшего мучителя, как совесть злая.

Не откладывай покаяние
Если в чем оступишься, как человек, и согрешишь, не отчаивайся, но тотчас, познав свой грех, падай со смирением пред милосердным Богом и проси милости, взывая мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному! И отпустится тебе согрешение твое.

Какие бы грехи ни сотворил ты по Крещении, если в истинном покаянии находишься, не отчаивайся, но ожидай милости Божией. Сколько бы их ни было и сколь велики и тяжки ни были они, у Бога милости еще более. Только впредь берегись грешить.

Погубляет человека не тяжесть и количество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце.

Одним тем непременное следует осуждение с диаволом во аде, которые не хотят каяться и от грехов отстать, а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божия отверсты.

Не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося.

Надобно опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего мертвое.

Надобно оставить прихоти, пока они нас не оставят; надобно оставить суету, пока она нас не оставит.

Себя познавай и не суди других
Людские дела берегись испытывать. Таковое испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя. Вспоминай прежде бывшие свои грехи и покаянием и сокрушением сердца отирай их, и не будешь смотреть, что делают другие. Заглядывай почаще в сердце свое и испытывай, какое пагубное зло в нем кроется, и довольно будешь иметь, что испытывать. Потому что никогда сердца нашего до конца испытать не можем, но точно знаем, что в нем всякое зло содержится. Это полезно тебе испытывать. Отсюда родится смирение, и страх, и тщание о себе самом, и воздыхание, и молитва к Богу; а испытание чужих грехов есть начало всего беззакония и есть Богу и человекам ненавистное любопытство.

Если увидишь или услышишь кого согрешающим, опасайся оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот - другому, другой скажет третьему, третий - четвертому, и так все будут знать и соблазняться и согрешившего будут осуждать, что тяжко есть. А ты, который согрешение брата предал гласности, всему тому причиной будешь. Клеветники подобны прокаженным, которые злым своим запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровою язвою, которые с места на место заразу переносят и других губят. Берегись же ближнего своего оклеветать, да не подашь и другим причину ко греху, тяжко согрешив. Равно берегись его осудить, потому что он перед Господом стоит или падает, потому что и ты грешник. Праведнику судить и осуждать никого не должно, кольми паче грешнику грешника. И судить людей - Единого Христа дело: Ему от Небесного Отца Суд предан, и будет судить живых и мертвых Тот, Которого Суду и сам ты предстанешь. Берегись же сан Христов похищать, что весьма тяжко есть, и подобных тебе людей судить, да не с сим премерзким грехом на Суде явишься и праведно на вечную казнь осудишься. Обрати очи твои и ум твой на себя самого, рассматривай себя и обличай себя и обвиняй себя пред Богом за грехи свои, чего требует дело покаяния, обличай и обвиняй себя пред Богом и проси от Него милости, как мытарь, да от Него оправдаешься.

Старайся познать себя самого и тогда будешь много знать.

Если сейчас в каком грехе не находишься, то, может быть, раньше был; когда не был, то, можешь быть, можешь еще более согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех.

Все тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра можешь то же сделать, если не делом, то словом или мыслью.

Когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим, как немощные.

Познание себя и своей греховности есть начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, чтобы избавиться от беды.

Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут.

Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать?

Не все испытывай
Таинство Пресвятой Троицы, Святейшей Евхаристии и прочее, что не открыто в святом Божьем слове и что открыто, но понять не можешь, - любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую попадешь, в ней запутаешься, выйти из нее не сможешь и так погибнешь. Ибо что веры единой требует и разум наш превосходит, то испытывать очень опасно. Берегись испытывать то, что выше тебя. Веруй во всем так, как Святая Церковь верует. Сей есть путь безопасный.

Главное - внутреннее обновление
Истинное покаяние требует того, чтобы человек от грехов и от суеты мира сего отвратился и к Богу всем сердцем обратился, внутри изменился и иным, чем прежде был, сделался, и так бы спасение свое со страхом и трепетом соделывал и ни о чем бы так не заботился, как только Богу угодить и так спастись. Если хочешь быть в истинном покаянии и так спастись, перемени себя и обновись. Всякий, кто хочет истинным, а не ложным быть христианином, должен быть новым, или обновленным, человеком, или новою тварью. Не ублажай плоти своей и не все делай, что она требует. Надобно ее распинать со страстями и похотями (Гал. 5, 24), когда хочешь христианином, или Христовым, быть. Много труда и подвига требуется, чтобы человеку измениться и быть добрым древом, которое само собой плоды творит. Ни о чем так не старайся, как чтобы себя изменить, обновить и исправить, и об этом часто и со всем усердием молись и воздыхай ко Христу Господу, чтобы Сам Он тебя обновил и добрым сделал. Без Него обновление и исправление наше не бывает. А когда внутри обновлен и добр будешь, то и внешнее житие, и дела твои добры будут.

Ни в чем так не усердствуй, как чтобы волю свою и внутреннее состояние исправить, - в этом вся сила христианского благочестия состоит. Внешнее без внутреннего содержания - ничто: чего внутри, в сердце, не имеется, того и в самой вещи нет. Добродетель не есть истинная добродетель, когда в сердце не имеется. Исправляй же сердце свое и волю свою, и будешь добр, и внешние проявления твои добры будут. Ибо внутреннее есть начало внешнего. Когда внутри, в сердце, зла не будет, то и вовне не явится. Руки не будут зла делать, ноги на зло не пойдут, язык и уста не будут зла говорить, уши не будут зла слышать, очи не будут на зло смотреть и прочее - когда воля и сердце не захотят. Так от источника чистые ручьи текут, когда сам источник чист. Подобно и от сердца добрые дела произойдут, когда доброе сердце будет, а без доброго сердца добрых дел быть не может. От гнилого и смердящего источника не может истекать иная вода - только гнилая и смердящая. Исправь же сердце и волю, и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новая тварь. Потому что каждый от воли и сердца или добр, или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол. Доброе то сердце, которое воле Божией покорно и согласно; злое то сердце, которое воле Божией противно и с ней не согласно. “Доброхотное сердце вера соделывает; доброй воли родительница есть вера”, - говорит святой Амвросий. Где доброхотного сердца нет, там и веры нет. Потщись, христианин, внутри себя исправить и быть добрым, и будешь истинно добр; иначе как был, так и будешь всегда зол, что ни будешь делать.

Как исправить себя?
Чтобы тебе себя исправить и сделаться истинным христианином, то есть Христовым, положи пред душевными своими очами святое житие Христово, и на него часто взирай, и его примеру подражай. И хотя сердце твое, как растленное, того не хочет, понуждай себя к подражанию прекрасным добродетелям Христовым. Смотришь в зеркало, чтобы познать, каково лицо твое, нет ли на нем пороков, и, увидев пороки, стираешь их. Для души твоей да будет зеркалом непорочное житие Христово. Смотри на то часто и познавай, какова душа твоя: хочет ли она то, что Христос хочет, и делает ли она то, что делал Христос, живя на земле? И что Противного житию Христову видишь в ней, все то, как пороки, очищай покаянием и сокрушением сердца. Христос Господь честь, славу и богатство презрел в мире этом, хотя и все мог иметь, как Господь всех. - Ты не ищешь ли чести, богатства и славы в мире этом? Христос в смирении жил на земле. -Ты не живешь ли в гордости и пышности? Христос ко всем любовь являл и милосерд был. - Ты не ненавидишь ли и не злобишься ли на подобных тебе людей? Христос, будучи укоряем, никого не укорял. - Ты не укоряешь ли человека, который тебя как-нибудь укорит, и, что горше того, не укоряешь ли такого, который ничем тебя не укорил? Ты-де такой-то, ты-де плут, ты мот, ты вор, и прочее. Христос со всеми хулителями кроток был. - Не хулишь ли ты хулящих тебя? Христос никому не мстил, хотя и всех врагов Своих во мгновение ока мог бы погубить. - Ты не мстишь ли за обиду свою? Христос все претерпел. - Ты не ропщешь ли в бедствии и страдании, приключающихся с тобой?

Так сравнивай душу свою со Христовым житием и, как лицо перед зеркалом поставляешь, так поставляй душу свою пред зеркалом непорочного жития Христова. И что противного тому усмотришь, всяким образом старайся исправить. Когда так будешь делать, то, уверяю тебя, день ото дня лучше будешь. Невозможно не исправиться тому, кто часто в беспорочное это зеркало смотрится. Воистину надобно здесь последовать тому за Христом, кто в Вечной Жизни с Ним хочет быть. Надобно в нынешнем житии Христу сообразным быть, кто там хочет быть Ему сообразен в славе. Не напрасно Христос сказал: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15), и: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10,38). Рассуждай об этих словах прилежно, и сам узнаешь и признаешь, что надо за Христом последовать тому, кто хочет спасенным быть и в Вечное Его Царствие войти.

Исправлять себя не сможешь как должно, если не будешь познавать зла, скрывающегося в сердце твоем, и от того последующего бедствия. Непознанная болезнь неисцеленной остается. Начало здравия - познать свою болезнь, и начало блаженства -познать свою беду и окаянство. Ибо кто, познав в себе болезнь, не ищет исцеления и кто, познав свою беду, не ищет от нее избавления? Познавай же и ты внутри тебя скрывающееся зло, как смертоносный яд, и тогда будешь стараться от него избавиться. И чем более будешь познавать, тем усерднее будешь искать избавления. Зло в сердце человеческом - это высокоумие, гордость, тщеславие, самолюбие, славолюбие, самоволие, зависть, гнев, сребролюбие, нечистота и всякая мерзость. От них всякие беззакония, как от смердящего источника  зловонные ручьи, проистекают.

Заглядывай почаще в сердце свое, и мало-помалу будешь познавать себя. Болезнь неисцеленная смертью грозит; так и зло, без исправления пребывающее, вечной смертью грозит. От познания того зла последует и познание своей бедности и окаянства. От познания бедности и окаянства последует страх перед вечностью и смирение, воздыхание и желание избавления от бедствия и попечение о том. Бог... смиренным дает благодать (Иак. 4,6), которая человека и обновляет. Так, познавая себя, человек начинает себя исправлять и становится лучше. Познавай же себя и будешь исправляться.

Непрестанно молись и проси помощи у Бога
Всякое усилие наше без благодати и помощи Божией не сильно. Сам человек вполне может развратиться и себя погубить, но сам себя исправить и спасти не может без Бога. Может жить по плоти, как лодка вниз по реке плыть, но против плоти стоять и духовно жить - не может сам собою. Как судно против быстрины речной плыть само собою не может - надо его или гребцам, или ветру с парусом подвигать, - так и человеку в духовной жизни и деле спасения вышеестественная и всемогущая Сила помогать должна. Ибо надо себя самого побеждать. Но как это сделать без силы Божией, которая одна все может? Так-то велико растление естества нашего! К тому же диавол непрестанно человека борет и тщится во грех ввести и в свою сеть уловить; соблазны мира окружают и всяким образом прельщают; равно и злой обычай или привычка влекут. Многие начинают каяться и исправно жить, но потом опять с доброго пути уклоняются и развращаются. И начать доброе христианское житие, и жить с Богом и кончить по-христиански - без всесильной помощи Божией человек не может. Искушенный все это знает. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15,5). Потому на всяк час требуем помощи Божией. Сего ради когда хочешь, христианин, благочестно жить, быть истинным христианином и так спастись, непрестанно молись Богу и помощи от Него проси с усердием. Бог, по Своему человеколюбию, как повелел нам молиться и всего добра у Него просить, так и обещал нам просимое подавать, особенно нужное для спасения нашего. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8).

Знай, возлюбленный, что как птица без крыльев и воин без оружия, так христианин без молитвы. Молись же усердно Господу и себя отдавай Ему в управление, и Он будет по Своему человеколюбию исправлять и вести тебя к Вечной Жизни и блаженству. Только и сам старайся и берегись; и Он, видя твое тщание, во всем будет тебе помогать.

Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Как тело наше душой, так душа наша Божией благодатью живет. Молись же всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою и в ней бы тебя сохранил. Благодати Божией на всякую минуту требуем. Этого ради часто воздыхай из глубины сердца: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждъ ми радость спасения Твоего, ц Духом владычним утверди мя (Пс. 50, 12-14).

Молитва не в том только состоит, чтобы стоять и кланяться телом перед Богом и молитвы написанные читать. Возможно и без того на всякое время и на всяком месте умом и духом молиться. Можешь ходя, сидя, лежа, в пути пребывая, за трапезою сидя, в народе и уединении к Богу ум и сердце возводить и так милости и помощи от Него просить. Бог везде и на всяком месте есть, и всем двери к Нему отверсты, и доступ к Нему удобен - не так, как к человеку, - и везде и всегда по Своему человеколюбию готов нас слушать и нам помогать. Везде и всегда и на всякое время, и во всякой нужде и случае можем к Нему с верою и молитвою нашею приступать, можем везде умом говорить Ему: Господи, помилуй, Господи, помози, и прочее.

Будь внимателен к помыслам
Безопаснее не допускать врага в дом, нежели допустив с ним бороться.

Угашай искру, пока в пламень не переросла, и убивай врага, пока мал.

Стремись к победе над собой
Нет славнейшей победы, чем победить самого себя.

Нет больше победителя на земле, как тот, кто сам себя побеждает и господствует над своими страстями.

Страсть подобна псу. Как пес бежит за нами и гонится вслед, когда от него убегаем, а когда против него стоим и гоним его, сам бежит от нас, так и страсть: гонит того, кто ей поддается и слушает ее, - уступает тому, кто противится ей.

Нет большей победы - как победить свой гнев и негодование.

Как правильно относиться к скорбям и искушениям
Что в сердце человеческом кроется, то искушения и напасти выявляют. Искушение подобно “рвотному” лекарству. Что в желудке находится, лекарство показывает. Так же что внутри человека имеется, то искушения и напасти выявляют. Священное Писание и прочие христианские книги показывают растление нашего естества, но в искушениях и напастях мы самой практикой познаем то. Так, славолюбие - в лишении славы, сребролюбие - в лишении богатства, зависть - в благополучии ближнего, гнев - в досаждении познаются. Если впадешь в различные искушения, христианин, знай: это все попущением Божиим бывает на твою великую пользу, да познаешь, что внутри сердца твоего кроется, и, познав, будешь себя исправлять. Многие ласкают себя и мнят, что добрые, смиренные, кроткие, но во искушении противное познают. Не унывай в искушениях, но больше Бога благодари, что Он этим тебя в познание себя привел и хочет тебя спасти. Неустанно молись и проси.

Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека.

Бог нас по любви, а не по гневу наказывает, потому и нам должно терпеть Его отеческое наказание не с гневом и роптанием, но с любовью и благодарностью.

Грехи наши, которыми мы оскорбляем благость Божию, гораздо больше, нежели Божие наказание, какое бы оно не было: всегда Бог, по великой Своей милости, менее наказывает, нежели мы заслуживаем.

Мы утешаемся и радуемся, когда лекарь исцеляет наше немощное тело, хотя бы горьким и жестоким врачевством; мы благодарим его и возмездие (вознаграждение. - Ред.) даем ему. Тем более радоваться и от сердца благодарить Бога нам должно, когда Он наши душевные немощи исцеляет скорбями и напастями.

О здоровье и болезни
Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух твой спасает.

Редко бывает, что в здоровом теле здоровая душа живет, а по большей части и почти всегда - в немощном.

Здравие тела отворяет человеку двери ко многим прихотям и грехам, но немощь тела затворяет.

О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль от гнилости мясо и рыбу предохраняет и не попускает зарождаться червям в них, так и всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас.

В терпении стяжается душа
Возведи умные очи в Небесные селения и осмотри там всех жителей - ни одного не найдешь, кто бы не пришел туда путем терпения.

Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.

Без смирения нет спасения
Путь смирения низок, но к высокому отечеству - Небу ведет. Если хочешь достигнуть сего отечества, этим путем иди.

Истинно смиренный огорчиться и гневаться от укорения не может, потому что считает себя достойным всякого уничижения.

Праздность - причина многих зол
Не должен ты в праздности жить, но должен в трудах благословенных упражняться. Потому что праздность всему злу причина, и кто в праздности живет, непрестанно грешит. (От этого требования освобождаются немощные и престарелые люди, которые трудиться не могут.)

Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености.

Будь осмотрителен в выборе круга общения
Крайне остерегайся всякого человека словом или делом оскорбить, ибо это -тяжкий грех. Когда человек оскорбляется, то оскорбляется и Бог, Который человека любит. Не может оскорбление человека быть без оскорбления Бога. Кто против человека согрешит, тот и против Бога согрешит. Тяжко это, как сам видишь. Если же оскорбишь ближнего твоего, то тотчас смирись перед ним и испроси у него прощения, да не подпадешь праведному суду Божию.

Со всяким человеком обходись не льстиво, но просто, как сам с собой. Каким внешне ему являешься, таким и внутри будь. И что ему говоришь, то должно быть и на сердце твоем. Ибо лесть и коварство суть дела пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который лести и коварству их научает на прельщение наше. Берегись лукаво и коварно с ближним поступать, да не дашь в сердце твоем место диаволу, и завладеет тобою, и поведет тебя, как пленника.

Как общение с добрыми есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честному житию, так обращение со злыми (напротив) бывает причиной крайнего развращения.

Берегись клеветника, как бережешься человека, зараженного моровою язвою, чтобы и самому от него не заразиться и не погибнуть.

Льстивый на языке мед, а в сердце желчь носит - словом мир обещает, а делом меч готовит.

Ищи уединения
Как в тихой и чистой воде удобнее солнце отражается, нежели в возмущенной и волнующейся, так и вечное и духовное солнце Бог - удобнее в тишине и покое верою и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве.

Уединенное пребывание собирает духовное сокровище, а отлучка куда-либо расточает.

На пиршества и банкеты ходить остерегайся. Весьма трудно, на них быв, совести не уязвить. Не таким уже в дом возвратишься, каким из дому вышел: берегись же. Нет ничего лучше и спокойнее, как дома своего держаться. Чего глаз не видит и ухо не слышит, то и в сердце не будет ударять. Мысли добрые и Богу угодные ничем так не возбуждаются, как уединением и молчанием. Какое добро в доме и уединении соберешь, то между людьми растеряешь.

Если нужду имеешь из дому выйти и к людям пойти, внимай себе и сердце свое береги. Везде представляй Господа Бога твоего пред собою, и страх Его святой, как свеча, да будет перед тобой. Куда ни пойдешь и где ни будешь, везде Бог с тобою, и все твое знает, и видит дело, и слышит слово. Береги же себя везде.

В чем состоит любовь к ближним?
Если любишь Бога то надобно любить и того, кого Бог любит, потому что когда мы любим кого, то любим и того, кого любимый нами любит.

Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин её Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, достоин Христос, Который Кровь Свою за него излиял.

Начиная дело - рассуждай
Какое дело ни начинаешь, рассуждай, не противоречит ли оно совести и Закону Божию и тебе истинно ли полезно. Когда с Законом Божиим сходно, начинай и делай; когда противно, отвратись от него, да не попадешь в сеть врага, который всегда ищет уловить человека. Не все тебе полезно, что кажется полезным, но то только, что со здравым разумом и словом Божиим согласуется.

В начинании всякого дела призывай имя Господа Бога твоего. Приступай с молитвою, да поможет тебе Господь начать и совершить. И из этого видно, что ничего не должно христианину предпринимать, что Закону Божию противно, но только то, что согласно с ним.

Что люди делают, тому безрассудно не подражай; от безрассудного подражания люди портятся и развращаются, и час от часу умножается зло, и оскудевает благочестие. Внимай тому единому, чему слово Божие научает.

Стремящимся к обогащению и славе
Тем христианам, которые желают и ищут обогащения, чести и славы, не подражай. Таковые забыли, что Христос, Сын Божий, за них умер и пострадал, и к Вечному Животу страданием и смертью Своей дверь отверз, и к тому их позвал. Видно, что они того только желают и ищут, что видят, а чего не видят, того не желают и не ищут. Они на всяк день, как Адам в раю, к запрещенному древу руки простирают, и от него на беду свою вкушают, и так сердцем от Бога отступают. Не подражай таковым христианам, но к вечным благам верою и сердцем стремись.

Сравни время с вечностью, настоящее - с будущим и живых людей - с мертвыми, и так просветится ум твой, и сам узнаешь и признаешь, что худо те делают, которые собирают сокровища для себя, а не в Бога богатеют (ср.: Лк. 12, 21). Все умершие мир и с миром все оставили - оставишь и ты. Только благочестие с нами в век будущий отходит; будь же благочестив до конца и одно благочестие за истинное сокровище почитай.

Роскоши, как моровой язвы, берегись. Она весьма душу христианскую расслабляет: чужое похищать, людей обижать и от подаяния милостыни, что требуется от христианина, руку удерживать научает. Роскошь, как чрево, сытости не знает и, как пучина, все добро пожирает.

Тела своего одеждой не украшай, как это в обычае у некоторых, но одеяние твое да будет подобающим званию. Христианин должен душу украшать, а не тело. Красота души есть образ Божий в ней, по которому созданы мы: этой красоты ищи.

Сердце человеческое никаким временным благополучием не может удовлетвориться. Чем более богатства, славы, чести, тем более и желание к ним растет.

Что пользы - сундуки иметь, богатством наполненные, а душу иметь праздную (от добродетели)?

Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного, хотя бы внешне и все имел.

Различай благословение и клятву
Когда хочешь есть или пить, призывай имя Господне и проси от Него благословения на еду и питьё твое, говоря: “Господи, благослови”. И думай при этом, что ты добро Господа твоего хочешь вкушать и наслаждаться им. Ибо все - Божие добро, как выше сказано. Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23,1). Если же кто от хищения и неправды своё имение имеет, то тут клятва (проклятие. - Ред.), а не благословение, и имя Божие тут призывать не годится. Равно и тем, которые хотят упиваться вином, имя Божие призывать не должно, ибо пьянство запрещено Богом.

Если неправдою собранное имение имеешь, расточи его на бедных, да не обличит оно тебя во Второе пришествие Христово. Подражай в этом деле Закхею мытарю, которого Христос в пример всем поставил. Лучше в нищете жить, чем в богатстве неправедном. Избери же лучшее и во зле собранное расточи. Если сотворишь это, веруй Господу: не оставит тебя и подаст нужное к житию твоему. Он и птичек не оставляет и питает, и о всей промышляет твари.

Положение обязывает
Сан или честь для христианина есть иго, на него наложенное, которое должно носить во славу имени Божия и на пользу ближнему.

Если богатство имеешь, берегись к нему сердце свое прилагать, да не отступишь так сердцем твоим от Бога: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Так же берегись на прихоти и на роскошь расточать Божье добро. Дано оно тебе от Бога не ради тебя одного, но и ради прочих людей. Помни, что ты строитель, а не господин добра: Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23, 1). Будь же верный строитель Господа твоего, а не расточитель имения Господня, и сам умеренно довольствуйся, и благодари Творца всего добра, и убогих людей оделяй. Безответны будут и посрамятся на суде Христовом все те, которые, как сторожа, хранят имение свое, и те, которые на прихоти и роскошь расточают его. И ты того берегись, да не со злым рабом осудишься.

Богатый не есть хозяин богатства, ему от Бога данного, но приказчик и расходчик, который даровавшему Господу ответ должен воздать в свое время. Ибо никто ничего с собой не принес в мир, кроме тела нагого, и потому ничего своего не имеет, но все, что ни имеет, Божие есть добро.

Будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь - много и давай, мало имеешь -мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по числу милостыни, но по усердию дающего: Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9,7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицею примешь. Давай же, не бойся, не погибнет данное, верен Обещавший.

Богатство человеку или вредит, или пользует: приносит пользу, когда по воле Божией расходуешь его; вредит, когда не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же верный строитель имения Господня, человек, и истинно богат будешь.

Продавцам
Многие, продавая товар свой, и совесть свою, и с совестию душу, и вечное спасение продают и покупают себе вечную погибель. Таковые суть те:
1) которые продают гнилую вещь за здоровую и худую за добрую;
2) которые продают одну вещь за другую, как-то: куницу за соболя, хрусталь за алмаз и прочее;
3) которые продают всякую вещь дешевую за дорогую;
4) которые мешают воду в вино и песок или иное что тяжкое в соль, дабы более весила;
5) сюда входят и те бессовестные продавцы, которые за товар свой большей цены требуют, нежели он стоит, ибо так замышляют в сердце своем покупающего обмануть. Сих горшие суть те беззаконнейшие продавцы, которые во лжи клянутся и святое и страшное имя Божие во лжи призывают. Все вышереченные продавцы и тем подобные грешат против заповеди Божией: не укради. И столько они крадут, сколько товаров своих так бессовестно продают; и если от сего злого дела не отстанут, и не покаются, и не исправятся, то как хищники и воры явятся на Суде Христовом и по делам своим восприимут. Осмотрись же, христианин, что и как продаешь, да не вечное свое спасение продашь. Когда что продаешь, храни совесть твою везде и во всем, да не погубишь и душу твою, потеряв добрую совесть.

Покупателям
Когда продавец правильную цену требует за товар, покупатель уже не должен уменьшать ее, но давать требуемую цену. И в продавце и в покупателе должна быть христианская простота и истина: без неё всякое дело злым и непотребным будет.

О долге начальников
Надо прежде научиться собой владеть и управлять тому, кто хочет другими владеть и управлять, и самому прежде научиться делать то, что хочет другим приказывать.

Честь изменяет нрав человеческий, но редко на лучший: многие святые были бы, когда бы не были в чести.

Часто бывает, что честь человеку - как безумному меч, которым и себя, и других убивает. Высокое древо всякому ветру подвержено, и когда падает, то многие дерева малые, близ себя стоящие, сокрушает. Так и начальник многим искушениям подвержен бывает, и падение его далеко слышно бывает и соблазн подает. Начальник согрешит -и все о том знают. Не ищи же, возлюбленный, чести и начальства, но звания ожидай.

Когда почувствуешь гнев в сердце своем на подначального, то берегись во гневе словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится: во гневе не сможешь по-христиански наказывать, но много сделаешь непристойного и неприличного христианам, о чем хотя и будешь после жалеть, но уже не возвратишь, что сделано или сказано. Гнев, как буря, все сокрушает, или как огонь, все поядает. Во гневе никакого добра не может человек сделать, берегись же во гневе наказывать.

Помни, что ты христианин и над христианами начальствуешь. Христиане все братья суть между собою. Христос Господь не стыдится христиан братией нарицать, как то видим в Священном Писании. Тем более простой человек, хоть и начальник, должен христиан за братию иметь и так их и называть. Берегись же подначальных твоих презирать. Знай подлинно, что между ними есть святые и избранники Божий.

Об обязанностях супругов
Как муж, так и жена в супружество должны вступать по добровольному желанию и согласию, почему и священник при венчании обоих лиц вопрошает, волею ли и с согласия ли в супружество вступают. Сего ради супружество без согласия обоих лиц твердо быть не может, и священники, видя несогласие какого-нибудь лица и венчая, тяжко грешат и подлежат справедливому наказанию, потому что от этого всякое зло в супружестве последует.

Добровольно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни.

Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины.

Муж и жена должны полагать основанием любви своей добродетель, а не страсть. То есть когда муж в жене своей усмотрит какой порок, должен снисходительно ей внушать, и жена должна в том повиноваться своему мужу; равно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать, и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив счастье друг друга, награждены будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них почиет.

Апостол глаголет к брачным: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7, 4-5).

Когда муж и жена единонравны и добронравны будут, то супружество будет благополучно и прекрасно, ибо всегда у них будет единомыслие, согласие и мир, в чем великое состоит благополучие. Но поскольку сатана, враг душ человеческих, и у добронравных союз любви и согласия тщится разорвать, то должны муж и жена друг другу в случающихся немощах снисходить и . любовью друг друга терпеть - так согласие и мир соблюдаются.

Родительский долг
Ты называешься отцом детей своих по плоти, будь отец их и по духу.

Умел ты детей своих родить, умей же и воспитать их, как должно, чтобы достойно носить имя отца.

Помни о смерти
Смерть невидимо за нами ходит, и кончина тогда постигает, когда не чаем, и там постигает, где не чаем, и так постигает, как не чаем. Будь же во всегдашнем покаянии, на всякое время и везде будь готов к исходу. Раб разумный всегда бдит и ожидает, когда позовет господин его; бди и ожидай и ты, когда позовет тебя Христос, Господь твой. Зовет же всякого через смерть: будь всегда в житии твоем таков, каков желаешь быть при смерти. Живи всегда благочестиво и со страхом и трепетом спасение свое соделывай, везде и всегда осмотрительно поступай и берегись, чтобы спасения вечного не лишиться, которое Христос, Господь наш, Кровью и смертью Своею нам приобрел, и так блаженно скончаешься.

Желают люди долго жить - ты, христианин, желай блаженно умереть!

Иной спать на одре возляжет вечером, а по утру на одре смертном полагается.

В трехаршинном месте заключатся и те, которые всем светом недовольны были.

Оставь искать суету, пока она тебя не оставила.
Hosted by uCoz