АМВРОСИЙ (КЛЮЧАРЕВ), АРХИЕПИСКОП ХАРЬКОВСКИЙ

Духовное наследие.

Начало нравственности - вера в Бога
Основное начало человеческой нравственности есть вера в Бога.

Единственное средство спасения мира христианского, как и вообще всего мира, состоит в искреннем обращении к вере во Христа-Искупителя с послушанием Его заповедям.

Вера есть дело свободы, дело нашей внутренней жизни, малодоступное внешним принудительным мерам.

Для христианина жизнь ясна: она освещается для него верой в Бога Промыслителя.

История доказала, что человечество, расстроенное первородным грехом и развращенное грехами произвольными, не могло и не может само собою возвыситься до познания истинного Бога и найти средства к своему спасению и что только по зову Божию, во имя Искупителя, оно просвещено истинным богопознанием.

Вера созерцательная не почерпается разом в полной мере и силе из книг и внешних наставлений. Она сознательно зачинается и развивается в духе человеческом так же постепенно, как и всякая другая добродетель.

Как совершается восхождение к Богу
Дух человеческий может восходить к Богу двумя путями: внутренним, непосредственным обращением к Нему, как дух к Духу, и опосредованно, через созерцание природы. Так что при утрате способности к внутреннему общению с Богом для него остается открытым путь естественного богопознания, как это было с язычниками.

Что же делать? Разбудить совесть собственную, отрезвить общественную, вместо повторения чужих философских мыслей и бессодержательных фраз обратиться к изучению души человеческой, ее священных прав и обязанностей и к изучению христианства не по детским учебникам, а из коренных его источников; а это и есть путь и к вере, и к правильной жизни, и к доброй совести.

Все пути человеческого знания приведут человека ко Христу, при условии искренности, беспристрастия, многосторонности и полноты знания.

Нет причины идти ко благу через длинный ряд ошибок и несчастий, когда здравый разум указывает нам прямую дорогу к нему.

Проводите с помощью самонаблюдения в своем сознании глубокую и ясную черту, разделяющую в вашей душе две стороны - добрую и худую, или, как говорит слово Божие, ветхого и нового человека, но не смешивайте одной стороны с другою.

Сила благословения Божия
Благословение Божие - это промыслительное действие силы или благодати Божией, которым восполняются, обновляются и направляются ко благу и счастью жизнь, силы и действия созданий Божиих.

Храни, православный христианин, сей священный обычай: проси благословения Божия на всякое дело, полезное не только для Жизни Вечной, но и для жизни земной.

Исполнение воли Божией - цель жизни каждого творения
Исполнение каждым творением вложенных в него законов и правильное течение жизни всех созданий Божиих является правдой или оправданием в самой деятельности существ, преднамерений и воли о них Создателя.

Дух и содержание христианского учения
Христианское учение не унижает и не подавляет ни одной благородной способности и склонности природы человеческой. Оно признает в нас и чувство изящного, и даже на нем основывает самую нашу способность к вечному блаженству в будущей жизни.

Христианское учение всему доброму знает цену и всему указывает надлежащее место и употребление.

Христианство требует в учении точности, в совести - строгости, в чувстве - цельности, чтобы тотчас были видны всякие уклонения от пути истины и добродетели.

Сущность христианства состоит в освобождении людей от греха, а вместе с тем и от всех препятствий к деланию добра под покровительством закона и власти.

Все учение христианское, благочестивый читатель, нельзя рассказать так просто, как рассказывается детям Священная история. Оно есть учение духовное, учение высокое о Боге, о душе человеческой, о ее предназначении к Вечной Жизни, о таинственных средствах нашего спасения, о многотрудном деле нашего нравственного исправления. Оно всегда требует некоторого напряжения мысли, нравственного труда, а чтобы могло быть понимаемо в высших и существеннейших частях своих, требует и приготовления домашним чтением и учением.

Практическая борьба христиан за веру заключается в живом, сознательном противопоставлении и противодействии, воплощаемом и осуществляемом в делах истинно верующих учению Христову, лжеучителям, растлевающим умы и плодящим бедствия развращенным людям.

Христианский прогресс заканчивается в приближении к Богу верой и благочестием, в благоустроении жизни развитием частных и общественных добродетелей и в облегчении трудностей жизни и украшении ее научными познаниями.

Христианин-философ есть истинно передовой человек.

Дух истинного христианина - сосуд и орудие благодати Святого Духа.

Веротерпимость не есть самостоятельная добродетель, имеющая свою собственную задачу и цель. Она есть только ограничение ревности. Она есть один из видов того христианского благоразумия, которое и самой доброй деятельности полагает меру и предел, чтобы она не уклонялась в односторонность, не вторгалась в чужую область во вред другим добродетелям.

Христианское уединение есть намеренное и сознательное удаление от людей и общественных отношений по внутренним потребностям духа человеческого.

Крайне несправедливо будет, если мы будем оставаться во тьме неведения и даже погружаться в нее все больше и больше и в то же время будем требовать, чтобы свет Божественного учения все следовал за нами, все нисходил только к нам все ниже и ниже.

Учить нужно примером своей жизни
Учить делом и жизнью труднее, нежели одним словом.

Кто прежде сам в своей жизни осуществляет возвышаемые им начала доброй нравственности, тот может быть уверен, что имеет в руках наилучшее средство для врачевания недугов общественных.

В чем истинное счастье христианина?
Опыт говорит, что деятельность, труд, борьба - это и есть истинная жизнь человека, а победа и есть истинная его радость и счастье. В борьбе растет наш дух, в преодолении препятствий торжествует.

Молодость не верит, что нельзя быть счастливым одними внешними наслаждениями. Она знать не хочет, что жизнь коротка, что истинное счастье, или задатки Вечной Жизни, только в честном труде, в служении Богу и благу человечества.

Христианство при всех обстоятельствах нашей жизни требует от нас прежде всего труда самоусовершенствования и только совместно с ним разрешает нам удовольствия и наслаждения жизни. Таким образом, нам открыты наслаждение семейным счастьем, но с соблюдением супружеского целомудрия и других обязанностей; наслаждение человеческою красотой, но без возбуждения грубых пожеланий; наслаждение красотами и дарами природы, но без злоупотребления ими; наслаждение благородными искусствами, но без обращения их в орудие наших страстей.

Скука от жизни, как болезнь языческая, есть естественное наказание христианам за их уклонение от христианских воззрений и правил жизни. Что она такое? Она есть скорбь души, утратившей высшую цель жизни и сознание этой цели.

Бог нам помогает увидеть себя
Без мысли о Боге, виновнике нашего бытия, мы не можем иметь правильного понятия о себе.

Раскрытие всех сил человеческой души возможно только в Церкви
Только Церковь обнимает дух со всех сторон, поднимает глубочайшие его силы: совесть, свободу, любовь, чувство истины и правды, способность самоотвержения, всестороннего развития - и дает всем этим силам должное направление, крепость и взаимное согласие.

Обновляйте в себе сознание, что вы собственно Церковь Христова... Что вы - то единое живое тело, которое, по апостолу, болит все, когда страдает один его член (см.: 1 Кор. 12, 26). Проникнитесь заботой о целости и безопасности этого великого тела, от которого все мы, как члены, получаем духовную жизнь и нравственную силу и единство. Замечайте, что свое, что чужое. Различайте голоса наемников от гласа Единого нашего Пастыря - Христа. Держитесь в ограде Церкви: за нею рыщут волки-хищники...

Не смотрите на Православную веру и благоукрашенную Церковь, как дети смотрят на прекрасный мир Божий, не понимая ни назначения, ни пользы, ни величия и

красоты созданий Божиих. Уразумевайте все великое, благодатное. Божественное в установлениях нашей Святой Церкви; с познанием все любите, с познанием твердо во всем стойте, с познанием защищайте и отражайте все враждебное нашей святой вере и нашим священным обычаям.

Не должно произносить решительного суждения ни о каком церковном учреждении, не изучивши его тщательно, на месте, в связи с другими и не узнавши его первоначального назначения и отношения к духовной жизни членов Церкви.

Уставы Церкви - не мертвая буква, требующая механического подчинения членов Церкви. Это правила, определяющие законный и твердый строй духовной жизни, ведущей к христианскому совершенству.

Правило Церкви для возросшего христианина: Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Сол. 5, 21); все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 10, 23).

Благодать, приемлемая безусловной верою в Таинствах, минуя недоумевающий ум, прямо ложится на сердце, вглубь внутренней природы нашего духа, пробуждает дух человека благими внушениями, оплодотворяет его добрыми мыслями и расположениями и видимо являет свое присутствие в человеке добрыми его делами.

Православное богослужение и церковное пение
Добрый христианин, переступивший порог церковный, проникается чувством благоговейного страха, и не только во время церковного богослужения, но и до него, и после него, даже в совершенно пустом храме, не позволит себе слишком громкого разговора и шума, неблагочинного движения, не позволит себе хлопнуть дверью при входе и выходе.

В православном богослужении, которое поверхностному взгляду представляется только повторением одного и того же, заключается неисчерпаемое обилие впечатлений и истин, призывающих и располагающих нас к духовному совершенству, а также внушений и примеров, пристыжающих наше нерадение о добродетели и нашу леность.

Пользуйтесь богослужениями и Таинствами, в храме совершаемыми, как источниками высших духовных сил для вашей нравственной жизни.

Ищите лучшего порядка в церковном богослужении, исправляйте чтение и пение, но по худому исполнению не судите о достоинстве того, что поется и читается, или о самом богослужении.

В церковном пении высшая цель - отдать свою душу под впечатления благодатного содержания песнопений, удобнее приемлемых с помощью размягчающих наше сердце музыкальных мелодий.

Христианин идет в храм молиться, а не наслаждаться вокальной музыкой.

Истина - небесная гражданка
Учение, исходящее от Бога, есть то, чтомы называем истиной.

Истина, осуществленная в жизни разумного и свободного духа, является в виде добра. Отражаясь, наконец, в его сознании чувством благоденствия от правильного течения жизни, она дает видеть то, что мы называем счастьем.

Христианским миром должно управлять не мнение, частное или общественное, а истина. Мнение подлежит разбору и обсуждению, и только разбор и обсуждение мнений есть путь к истине. А так как все люди склонны к заблуждениям, то ни наука человеческая, ни познания, ни дарования, ни высокое общественное положение - ничто не может дать нам ручательств за истинность высказываемых мнений.

К какой бы области знания истина ни принадлежала, если только она применима к жизни, испытай ее влияние на себе и убедишься, точно ли она есть истина.

У истины ясно понятой, у правды осознанной, у любви прочувствованной и истинной - нет врагов.

Душа человеческая вечно в движении, в ней всегда возможны всякие перемены: завтра она может быть доступна влиянию истины, которой противится сегодня.

Смешение ложных понятий с истинными опаснее голой лжи, и мнимая добродетель вреднее открытого порока, как и сам сатана опаснее, когда принимает образ светлого ангела, нежели когда является в собственном своем виде.

Пути праведных - это направление деятельности человеческой по законам истины, любви, чести, справедливости.

Истинное понятие о себе самом
Нельзя скрыть от себя своих дарований, нельзя браться и за дело, не чувствуя в себе способностей к нему.

В чем заключается красота
Истинная, нетленная, способная к беспрерывному развитию красота человека заключается в его духе.

Истина и красота - два пути, ведущие к Богу.

Христианин в природе видит храм Бога Живого, в котором Его вседействующей силой и промышлением все рождается, питается, живет и радуется жизни.

О гармонии души
Как правильно настроенный музыкальный инструмент только тогда издает правильные звуки, когда все струны его держатся в таком напряжении, какое нужно для требуемого тона, так и в душе нашей только тогда совершается стройная деятельность, когда каждая способность ее действует во всю свою силу и в согласии с другими.

Сердце человеческое - орган веры
Орган духа нашего, которым усвояется вера, есть сердце.

Вся внутренняя жизнь наша есть неустанная борьба ради очищения нашего сердца.

Ныне, как и всегда, нужно быть простым и чистым по сердцу, как заповедал Господь, но по уму больше, чем когда-нибудь, нужно быть мудрым как змии (см.: Мф. 10, 16).

Истинная радость и мир сердца заключаются в направлении нашей жизни по требованиям нравственного закона, при этом жизнь наша расширяется и возвышается.

Мысли, не углубленные в почву сердца, подмывают ум, плодят споры, возбуждают сомнения, допускают смешение учения веры с учениями человеческими и из христиан делают воспитанников школы, а не Церкви.

Сокрушение сердца есть скорбь глубокая и постоянная, происходящая от сознания нашего недостоинства и виновности перед Богом и праведным судом Его, растворяемая верой в Его промышление о нас и надеждой на Его бесконечное милосердие.

О необходимости работать над собой
Со всевозможной заботливостью воспитывайте и укрепляйте в себе силу воли.

Аскет идет не против природы, а против расстройства в своей собственной природе и особенно - против развращенной воли человека, не способной держать его при удовлетворении потребностей в пределах, предписываемых природой.

Чем обязанности наши важнее, тем мы должны быть к ним внимательнее и в делах наших исполнительнее.

Если вам скажут, что можно быть истинным христианином, не подвергая себя особенным трудам и лишениям, не верьте.

Высшие аскетические подвиги - дело свободных избранников, но аскетизм как нравственное начало доступен [...] для всех, и самою Церковью в ее учении и учреждениях с великою мудростью предлагается каждому православному христианину в меру его сил и духовного возраста.

С усилием отвергая все злое, возбуждая и питая в себе все доброе, воздыхайте ко Господу непрестанно о помощи в этой тяжкой борьбе со злом.

С молодых лет надобно постоянно, усердно и терпеливо располагать свою жизнь и все поведение по требованиям Закона.

Усвойте себе убеждение, что начальных уроков в богопознании и благочестии, которыми большинство наших образованных людей пробавляется всю свою жизнь, мало для приобретения христианского мировоззрения.

Без Бога невозможно творить истинное добро
Как в видимом мире всякое, даже самое малое существо живет жизнью, от Бога данной, так в мире человеческом, или в обществе самое малое, но истинное добро происходит от правильной жизни духа, живущего верой и добром нравственным.

Кто понимает свои права и преимущества и дорожит ими лишь как средствами и силами для делания добра, тому, по слову Спасителя, дастся и приумножится, а кто, почитая их своим личным достоянием, горделиво и бесплодно носит их на себе, как внешние украшения, у того, как у не имеющего, отнимется и то, что имеет (см.: Мф. 25, 29).

Когда нам становится приятным делать добро при трудах и жертвах - это успех, это залог совершенства; но если мы получаем склонность делать добро только тогда, когда доброе дело обставлено и сопровождается приятными, волнующими впечатлениями, - это признак упадка в христианской деятельности. В последнем случае мы становимся похожими на тех детей, которые привыкли учиться играючи и бегут от тяжелого труда, ведущего к успехам в науках.

Доброе дело есть опыт свободного упражнения в какой-либо добродетели, составляющей существенную черту человеческого совершенства.

Христианин обязан отдавать справедливость всякому истинному добру, большому и малому, где бы и у кого бы оно ни встретилось, по примеру Самого Христа Спасителя.

Человеку по его назначению и цели бытия предлежит необозримый ряд ступеней для восхождения кверху в нравственной деятельности по пути добра, а по прирожденной порче, к несчастью, всегда угрожает нисхождение книзу по пути зла и порока. И это нисхождение в область зла бывает иногда в степени неопасной, иногда очень глубоко, а иногда и безвозвратно.

Истинное добро имеет вокруг себя живительную атмосферу.

Мало знать доброе и желать его; надобно еще иметь силу его достигнуть. Каждое доброе дело представляет две задачи: сначала нужно одолеть трудности и препятствия, которыми оно всегда окружено, потом употребить усилия, чтобы совершить его. То и другое требует от человека твердой воли, выдержки, духовной бодрости, неутомимого и, кроме всего этого, постепенного исправления и нещадного понуждения себя к добру, так как препятствий к деланию добра больше в нас самих, чем вне нас.

Каждое доброе дело выдвигает две задачи: сначала нужно одолеть трудности и препятствия, которыми оно окружено, потом употребить усилия, чтобы совершить его.

Значение честности и чести в судьбе частных лиц и целых обществ
Честность есть уважение ко всем правам, преимуществам и принадлежностям ближнего, соединенное с опасением нарушить их не только делом и словом, но даже и мыслью.

Утрата честности есть свидетельство глубокого нравственного растления как частных лиц, так и целых народов.

Честь человеческая, опирающаяся на самолюбие, хрупка и неустойчива. Верна и непобедима только честь христианская.

Чувство чести есть прекрасный цветок, но он пышно развивается только на здоровом и крепком древе христианской нравственности.

О важности убеждений
“Убеждение” - великое слово. Состояние духа человеческого, которое им обозначается, есть чрезвычайно важное состояние. Убеждениями определяется склад мыслей,

направление и характер человека. Убеждения служат источником побуждений для человеческой деятельности. Они созидают человеческие общества и разлагают их. Они направляют к одной цели громадные силы и производят великие перевороты. Убеждениям посвящают труды целой жизни, за убеждения приносят жертвы, терпят страдания и умирают.

Разум, совесть, свобода
Если разум открывает и уясняет пути человеческой деятельности, если свобода движет человека по этим путям, то совесть проверяет в нравственном отношении правильность самих путей и уравновешивает свободные движения по ним человека.

Свойства разума - размышлять, сомневаться, спорить и убеждаться. Единственное свойство совести - наблюдать за непременным исполнением воли и закона Божия.

Совесть есть внутреннее чувство мира и благоденствия, испытываемое нами при соблюдении Закона, и чувство скорби и страдания при нарушении его.

Свобода совести есть право христианина поступать по духу закона там, где обстоятельства вынуждают уклониться от его буквы.

Свобода есть право и способность человека богодарованными средствами беспрепятственно исполнять свое назначение и достигать доступного ему совершенства и счастья.

Если совершенное отвержение воли Божией ведет к смерти, то постепенное уклонение с ранних лет свободы нашей от заповедей Божиих есть постепенное расслабление и искажение природы нашей, лишаемой силы и красоты, какие сообщает ей добродетель.

Свобода есть способность разумного духа определять, направлять себя к деятельности согласно с тем идеалом совершенства и счастья, который он в себе носит.

Христианская свобода мысли есть право и способность ума, просвещаемого учением Христовым, углубляться в тайны мира духовного и возвышаться к познанию Божественной истины под руководством отцов Церкви, со строгой верностью началам и духу Божественного Откровения, разумно пользуясь наукой человеческой и отвергая заблуждения ума.

Уважение к личности, предоставление каждому полной свободы веровать и жить как ему угодно есть преимущество нашего века.

Человек без совести - язва общества, человек с совестью нечувствительной или слишком уступчивой - ненадежный член общества.

Совесть есть главный руководитель человека в его стремлении к усовершенствованию по пути истины и правды, и принудить людей действовать против совести - значит лишить их нравственного света и силы, нравственно исказить и развратить их.

Совесть есть главный деятель нравственной жизни.

Трезвая и прямая совесть человека ни к чему не относится с таким благоговением и страхом, как к Богу и Его верховной власти.

Самоиспытание есть тщательное призывание себя на суд собственной совести с целью определить: чего больше накапливается в моей жизни - добра или зла?

Для правильного человека как существа свободного требуется прежде всего образование в нем деятельных, так сказать рабочих, сил души, каковы - ум, воля и самосознание.

Есть у человека два владения, отданные ему Богом в неотъемлемую собственность. Это - бессмертие души и свобода.

О страхе Божием
Страхом Божиим называется трепетное благоговение сердца при ощущении в глубине его присутствия силы Божией.

О любви
Любовь - сила живая. Она скажется, но там - где нужно, насколько нужно и перед кем нужно.

Надо учиться любви, как дети учатся грамоте: неленостно надо заучивать и разбирать буквы, и тогда можно научиться чтению, а со временем понять и смысл читаемого. Эти буквы - заповеди любви: голодного накорми, нагого одень, больного посети, неведущего научи.

Только любовь надлежащим образом уравнивает путь к истине.

Любовь есть склонность и способность разумного существа восполнять собой жизнь других подобных ему существ и жизнью других восполнять свою собственную, в этом расширении жизни находя свое удовлетворение и счастье.

Любовь естественная, как природная способность любить, есть основание любви христианской, но переходит собственно в христианскую там, где под влиянием высших побуждений начинаются для блага других труды и жертвы бескорыстные, чистые, растворяемые одной благодатной радостью о счастье других.

Любовь к отечеству есть сила живая, светящая, согревающая. Она сообщает всем действиям человеческим чистоту и возвышенность, словам - искренность и правду, мыслям - определенность, намерениям - крепость, отдаленным планам и предположениям - близость и удобоисполнимость. И на все кладет печать одной ей свойственной красоты и привлекательности.

Жалостливость, сострадание и любовь суть свойства драгоценные. Это дары любви Божией, уделенные душам человеческим при сотворении из бесконечной полноты совершенств Создателя нашего, сотворившего нас по образу Своему.

Мы счастливы не тем, что нас любят, а тем, что мы любим.

Любовь не уживается с надменностью, гневливостью и раздражительностью. Сама кротость, соединенная с нелицемерной тихостью и мягкостью нрава, есть принадлежность любви, так как любовь по существу своему невзыскательна и нетребовательна, но всегда склонна к уступкам и жертвам.

Смеющийся над телесными недостатками ближнего уничижает волю Божию и Промысл Божий, легкомысленно шутит тем, о чем по справедливости скорбеть надобно, забывает обязанности любви к ближнему...

Жестокое и безжалостное обращение с Животными есть грех, и притом немалый, так как он явно противен воле Божией и незаметно ведет к другим тяжким грехам.

Как планеты по силе тяжести тяготеют к солнцу и одна к другой, так и мы по силе любви тяготеем к Богу, к миру чистых духов и друг к другу, стремясь свободно утвердиться в нравственном Царстве Божием, царстве любви.

Христианская ревность о спасении людей есть образ любви Божией, стремящейся всех привлечь к себе и всем даровать блаженство в общении с собою.

Благодарность есть одно из лучших и самых благородных свойств природы человеческой.

Благодарность Богу требует только искренности, теплоты и чистоты этого чувства и отражения его в нашей собственной жизни для нашего же блага.

Понятие истинного и ложного стыда
Стыд - это страдание души по совершении нравственно неприличного поступка или преступления.

Стыд можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать смрад греха и отвращаться от него.

Стыд есть страдание души вследствие соделанного греха, происходящее от сознания своей виновности перед Богом и нравственного унижения, при котором душа становится противна сама себе и страшится открыть своё внутреннее расстройство и осквернение перед другими.

Присутствие сильного стыда в душе есть знак чувствительной и бдительной совести, ослабление стыда - знак нравственного упадка и усиливающегося развращения, а отсутствие стыда или редкое и слабое его проявление есть знак ожесточения души во зле и близкой погибели.

Ничто не может повергнуть душу в стыд, кроме греха, соблазна и нравственного неприличия; и ничто не может спасти душу от постигшего ее стыда, кроме внутреннего исправления с помощью благодати Божией.

Наряду со стыдом законным и справедливым является стыд, не согласный с природою человека, - стыд ложный. Итак, ложный стыд есть такое расположение духа, при котором человек, привыкший сообразовать свою жизнь с мнениями и примерами других, до такой степени смущается, когда по здравому убеждению бывает вынужден им противоречить, что как будто нарушает закон и совершает преступление.

Для христианина этот ложный стыд представляет постоянную опасность и является источником искушений.

Миром всегда будут направляемы на христианина ложные суждения, клеветы, насмешки, и, по-видимому, земная участь последователя Христова часто будет в руках мира. Если христианин при исполнении правил веры и заповедей Христовых, при стремлении выражать свои чистые убеждения словом и делом будет стесняться суждения мира, бояться его обличений и насмешек, он впадет в стыд ложный, стыд напрасный, стыд, постыждающий его самого.

Христианин! Стыдись греха, а не того, что твое внешнее положение бывает не согласным с обычаем света, стыдись оскорбить твоего Господа и Спасителя, а не людское мнение, стыдись грехами и пороками сделаться недостойным высокого благородства твоего христианского звания, а не похвал человеческих!

Смиренный почитает каждого человека
Чем глубже христианин постигает учение Христово, тем больше чувствует свою скудость, тем больше смиряется и тем больше чуждается всякого самомнения и самохвальства, и всегда готов учиться, и ни с кем не откажется поговорить, и никого не постыдится послушать.

Христианин дорожит сердечным, хотя и простым, словом о предметах веры не только служителя Церкви, но и крестьянина, и последнего неученого бедняка, он знает, что Бог не зрит на лица, что везде есть Его избранники, у которых надобно учиться.

Терпение необходимо для совершения спасения
Всякое дело, великое и малое - умственное, нравственное, житейское, лишь бы оно было честное, - с терпением, выдержкой, с некоторым упорством одолевайте и доводите до конца.

Терпению, как и всякой добродетели, нужно учиться. Чтобы приобресть его, нужно не оставлять никакого труда, малого и большого, неоконченным, никакого трудного положения, требуемого нашим долгом, - не выдержанным до конца. Тягостные ощущения - утомления и болезненности - нужно подавлять силой воли и

не прислушиваться к ним, а отвлекать от них сознание, обращая все силы ума на совершаемое дело. В искушениях соблазнительных и обольстительных, чтобы не пасть, необходимо направлять ум на достойные христианина предметы и пробуждать в сердце благочестивые чувствования молитвой к Богу. При внешних бедствиях надобно становиться в уровень с ними ограничением своих потребностей, упрощением жизни, сознательным причислением себя, с покорностью воле Божией, к бедствующим и страждущим.

Чья жизнь труднее, для того прямее и дорога в Царствие Божие; только иди по ней с терпением, не сбивайся с нее на распутий греха и порока.

Молись Небесному Отцу в тайне сердца
Молитва к Богу есть излияние любви к Нему, и Господь требует, чтобы мы приносили ее в уединенной клети и затворяли за собою двери.

Правила нашей Церкви не допускают, чтобы при общественной молитве сильные душевные движения молящихся были обнаруживаемы выходящими из общего порядка внешними действиями; такие движения души во всей силе должны быть видимы Единому Богу.

Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконой Спасителя; дитя смотрит то на нее, то на образ и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания.

Дом твой пуст без святых икон, он теряет достоинство дома христианского и жилища человеческого, если нет в нем образа Христа Спасителя, Пречистой Его Матери и святых Божиих.

Слово Божие - это жизнь
Святая Церковь заповедует, святые отцы настоятельно увещевают и собственная польза христианина требует, чтобы он имел книги слова Божия в своем доме и поучался в нем во дни праздничные, а если имеет возможность, то и ежедневно.

Человек должен иметь слово Божие всегда перед собою, изучать его и носить его в своем уме и сердце как светильник и им освещать каждый шаг свой, чтобы он не был шагом, для него опасным, освещать каждую стезю свою, на которую вступает, чтобы она не вывела его на тот широкий путь греха и страстей, который, по слову Спасителя нашего, ведет к погибели.

Кто берет в руки книги слова Божия, тот приступает к Самому Богу; кто углубляется со смирением и верою в чтение их, тот становится пред лицом Божиим, открывает Богу свой ум и сердце и у Него Самого поучается.

Если мы боимся упадка в нашем обществе добрых нравов (что поистине должно быть страшно), размножения пороков, разлива развращения и неизбежно следующих за ними бедствий, то мы должны обратиться к слову Божию как единственному учителю и охранителю доброй нравственности и истинного счастья - семейного и общественного.

Всякое чтение, даже чтение книг духовных приносит истинную пользу только при чтении слова Божия, и ничто не может вполне заменить его для христиан, если оно совсем забыто и оставлено.

Мы живем в трудное время. Ныне нельзя успокаивать себя мыслью, что мы православные христиане, что мы любим свою веру и Церковь и в то же время отказываемся от изучения слова Божия и святой веры. Это значит то же, что воинам предаться сну при виде сильного неприятеля.

О слове вообще
Прямота в слове и правдивость в деле часто и друзей обращают во врагов.

Молчаливость есть особенная осторожность в слове, а не постоянное молчание.

Надо хранить чужие тайны
Кто подслушал беседу искренних друзей или супругов, тот у всех народов почитается похитителем чужой тайны.

О чтении пустых книг
Ныне мы видим юношей и девиц, а иногда и зрелых мужей и жен, в уединении целыми часами с необыкновенным вниманием читающих книги. Часто эти книги бывают ученые и полезные ( чему нельзя не радоваться), но еще чаще (о чем нельзя не скорбеть) - рассказы и повести, которые читаются для одного удовольствия. Дорого достается христианину это удовольствие!

Если бы и половина нашего внимания и времени была употребляема на чтение книг духовных и благочестивых, то и тогда достаточно было бы, чтобы мы от сердца полюбили слово Божие и сделались добрыми христианами.

Кто читает книги, не научающие ничему полезному для жизни, питающие одно праздное любопытство, умножающие греховные помыслы, раздражающие наши страсти, и без того обременительные для души нашей, тот бойся, как бы совсем не заградить входа в свое сердце Небесному свету слова Божия.

О воспитании детей
В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой.

Какое великое приобретение - полюбить Бога с младенчества! Любовь направляется не к какому-нибудь вымышленному, искусственно изобретенному божеству, от которого впоследствии еще нужно будет отвлекать ум человека к чистому представлению о Боге; нет, это истинный образ Божества, снисшедшего во плоти человечеству и сделавшегося доступным даже для детского созерцания, - это Бог.

При обсуждении детских поступков не ограничивайте ваших замечаний словами:

“Как это стыдно или неприлично”, а говорите чаще: “Как это грешно и страшно”. Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его - пусть это будет написано на лице вашем. Ваша скорбь о проступке дитяти отразится в его сердце.

Христианское воспитание точнее можно назвать самовоспитанием.

С усилием изучайте и применяйте к делу эту трудную науку самовоспитания, которая составляет задачу всей вашей жизни - от юности до старости.

Внутренняя жизнь человека есть тайна. Мы можем говорить воспитаннику, учить, советовать, но что происходит в его душе вследствие наших убеждений, мы не можем знать, если он сам этого не откроет. Да еще и в силах ли он сам объяснить, что в нем происходит? К тому же всем нашим влияниям становится на дороге особый дар человека, составляющий величайшее его преимущество, но вместе и величайшее затруднение для воспитателей, - его свобода.

Одно из страданий, наиболее возмущающих сердце, есть страдание благочестивых и благонамеренных родителей, когда они видят, что дети их утратили веру и страх Божий.

Ныне мир овладевает сердцем дитяти прежде, нежели оно может отличать добро от зла, и первые опыты его детских познаний принадлежат свету - его занятиям, его образованности, его приличиям. Мудрено ли, что к миру при возрастании окончательно склоняется его сердце и отчуждается от слова Божия, не успев почувствовать в самое благоприятное время его спасительного влияния.

Как благовременно ныне вспомнить нам слова Спасителя нашего о страшной участи тех, кто соблазняет единого от малых сих (ср.: Мф. 18,6), когда сами родители спешат изгнать детей своих из их рая невинности, отнять у них чистые радости едва расцветающей жизни и заменить их теми страстными увлечениями, каким предаются сами.

Научайте детей не словам только молитвы, а знакомьте их с состоянием и опытом молитв. Не делайте молитву слишком краткой, не бойтесь, что дети устанут, введите их в труд молитвы, объясняя им науку собирания мыслей и бодренного предстояния ума пред Богом. Молитесь сами при них и за них с горячностью и усердием: теплота вашего сердца сообщится и их сердцам.

О роли женщины в семье и обществе
Солнце светит и греет. И добрая жена силою своих умственных дарований, свойственным ей светом озаряет свой малый мир. Во все времена все народы были убеждены, что сердце доброй жены, как свет, имеет притягательную силу, влекущую к ней мужа и детей. В ее малом мире, прибранном и благоустроенном, муж отдыхает, дети счастливы.

Солнце животворит. Ясный, просвещенный верою разум и доброе сердце матери составляют в деле воспитания детей такую же зиждительную силу, как для природы свет и тепло лучей солнечных.

Если жена создана в помощь и утешение мужу, то пойдем ли мы искать этого утешения там, где всегда угрожают вспышки гневливости, гордости и тщеславия. Кротость, как выражение души мирной и любящей, всегда отпечатлевается на лице женщины и служит наилучшим ее украшением.

Излишняя говорливость <женщины>, обнаруживая тайны ее сердца, делает ее предметом праздного любопытства, а иногда и жертвой человеческой хитрости.

Хранить свою любовь для людей достойных и дел благих, меньше высказываться, но слагать все глаголы в сердце своем - вот правила для охранения истинного достоинства женщины.

Человек сердца - глубокий, искренний, надежный - вот что истинно драгоценно для всех в женской природе.

Скорбь и негодование, выражающиеся на лице достойной женщины, скорее смирят ее обидчиков, чем шумные заявления о своих правах.

Без Церкви нельзя воспитать человека и гражданина
Только под руководством святой веры воспитываются гражданская честность и правдолюбие.

Тайна нравственного воспитания состоит в том, во-первых, чтобы сохранить в воспитаннике совесть чистую, то есть чуткую и бодрую, верно показывающую нравственные состояния души, и самую душу охранить от расстройства или немедленно восстанавливать после расстройства, чтобы дать юному человеку почувствовать внутреннее благосостояние, приобретаемое исполнением нравственного закона, или, иначе, познакомить его с духовным опытом. В этом опять единственной и благонадежной руководительницей является Церковь.

Воспитанники Церкви, опытом жизни с помощью благодати Божией утвердившиеся в добрых правилах и навыках, становятся недоступными для преступлений. Видят или не видят их люди, угрожает или не угрожает им наказание - они не совершат преступления: оно им гадко, оно им страшно и противно их природе. Никакие обольщения богатством, наслаждениями, роскошью не соблазнят их: им приятнее сухая корка черного хлеба с миром совести, чем самые роскошные яства, добытые преступлением.

Никакой государственный закон, даже и совершенно согласный с духом христианства, не простирается на внутренние помыслы, желания и намерения человека, где, собственно, и зарождаются и зреют добродетели и преступления. И честность, как всякая добродетель, не вводится извне в души человеческие, а зарождается и укрепляется внутри их. Поэтому единственно верными средствами как для воспитания юношества в правилах чести, так и для исправления людей испорченных, бесспорно, могут быть признаны только правила и законы христианские.

Обилия благодатных влияний и самой благодати Божией лишают родители своих детей, не нося их в храм для Приобщения Святых Тайн и не приводя в раннем возрасте в церковь под тем пустым предлогом, что дитя ничего не понимает. Как будто только анализирующий рассудок есть проводник всех влияний, действующих на развитие человека! Здесь, собственно, воспитывается религиозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развития сердца есть потеря невознаградимая.

Воспитание, вот единственное поприще, на котором мы успешно можем бороться с духом неверия. Дайте детям вашим полюбить Христа Спасителя; дайте им почувствовать в себе трепетание и движение духовной жизни, приучить их чувствовать себя в церкви Божией как в родном доме, как на родной стороне; тогда можете быть спокойны за их веру и нравственное преуспеяние.

О правильном отношении к богатству
Богатство подвергает людей опасностям самообольщения, превозношения, рассеянности, разленения, порабощения прихотям и страстям - одним словом, опасностям уклонения с того крестного пути, по которому богатые, так же как и бедные, должны идти к вечному спасению.

Чем оправдывается обладание богатством? Прежде всего сознанием, что оно есть дар Божий, ниспосылаемый нам для служения благу Церкви и Отечества, для вспомоществования людям, не одаренным достаточными силами для обеспечения себя и семейства своим собственным трудом, для заботы о вдовах и сиротах, больных и престарелых и прочее, и меньше всего - для наших личных наслаждений и прихотей.

Умом и знанием дела наживаются деньги, но сами деньги не дают ни ума, ни знания.

Богатство - великолепная одежда человека, им владеющего, но, осмотрев одежду, всегда спрашивают, кто ее носит.

Человек истинно благочестивый - враг всякой изнеженности и роскоши.

Удовольствия губят жизнь духа
Одну из особенностей нашего времени составляет крайнее размножение и разнообразие удовольствий. Тысячи людей заняты изобретением новых удовольствий и усовершенствованием прежних; удовольствиям служат науки и искусства; им посвящают себя самые разнообразные, иногда высокие таланты; но скользок путь удовольствий, надобно пользоваться ими со бдительной совестью и осторожностью, на этом пути легко впасть в такие нравственные состояния, за которые нам неизбежно придется дать ответ Богу, за которые не только мы будем судимы, но и осуждены.

На склонности к удовольствиям или -иначе - на слабостях человеческих нельзя полагать оснований для добродетели: из слабости не выйдет силы. Удовольствие само по себе ничего не производит, а только похищает плод труда. Один труд плодоносен!

Если трудно бороться с привычкой к удобствам жизни и к роскоши, если люди, как показывает опыт, иногда не в силах отстать от этой привычки даже ввиду собственного разорения и нищеты, то еще труднее бороться, когда привычка, прогрессивно возрастающая, получает силу страсти и совершенно порабощает нас себе.

Другая опасность, представляемая современными удовольствиями, - это потрясение в обществе нравственных основ, и главным образом целомудрия.

Меньше заботьтесь об общественных удовольствиях и увеселениях, особенно обставленных блеском и роскошью и распаляющих страсти.

Человек не может жить только для того, чтобы наслаждаться чувственными удовольствиями. Удовольствия вкуса, слуха, зрения, даже самого эстетического чувства не могут долго удовлетворять его. Они обременяют его требованиями разнообразия и усиления впечатлений для угасающих чувств, утомляют изыскиванием средств и трудами для их устроения, удручают болезненной тоскливостью, ощущаемой всякий раз, когда в употреблении их переступается мера.

Пройдите мысленно сверху донизу всю эту лестницу современных увеселений (от облагороженных до самых грубых). Прибавьте к этому современные убеждения, что стыдливость есть предрассудок; что страстные движения сердца свойственны нашей природе и потому законны, так что сдерживать их не следует; что нравственные приличия - пустые выдумки; что чувство должно быть свободно; что влияние Церкви на семейную жизнь излишне и крепкие узы брачных союзов стеснительны; что для молодых людей плотские связи, хотя бы и преступные, необходимы, - соедините все это, и вы увидите, что и свободой проповедания этих учений, и покровительством всяким увеселительным учреждениям мы не только открываем, но как бы намеренно углаживаем для народа все пути к его нравственному развращению. После этого не удивляйтесь, что ваши образованные дочери бегут из-под родного крова неведомо куда и неведомо с кем, что у вас молодые жены и мужья без жалости бросают друг друга, оставляя детей на произвол судьбы, что ваши сыновья вступают в преждевременные браки без вашего ведома и согласия, к унижению вашего семейства и рода.

Чем наши наслаждения сильнее раздражают наши нервы и возбуждают чувственные потребности, тем страшнее к ним навык. Здесь настоящее месторождение тех страстей, от которых гибнет человечество:

страсти к азартным играм, пьянства, сладострастия и других.

Невинны все удовольствия, дозволяемые совестью и законом нравственным, но преступно злоупотребление ими; не они виновны, а мы, всегда склонные по своей грешной природе перейти в употреблении их меру и поработить себя им.

О гордости и самолюбии
Гордость не может быть благородной; она есть порок, как преувеличенное понятие о себе, соединенное с высокоумием, тщеславием и крайней обидчивостью.

Гордость шумливо и щедро расточает обиды и оскорбления, а чувство долга выражается в поведении обдуманном и ровном, которое примером честной и неутомимой деятельности укрепляет слабых, поощряет медлительных, пристыжает нарушителей закона и порядка.

Высокомудрие есть самонадеянность ума, горделивость сердца и противление воли человеческой Закону Божию. Оно увлекает человека, омраченного самомнением, на путь жизни по своим соображениям и по своему произволу.

Самолюбие есть порок. Оно есть преувеличенное понятие о своих достоинствах и пристрастие к себе. Самолюбивый любит себя и в себе, без строгого различия, худое и хорошее. Самолюбие делает человека придирчивым, нетерпеливым, раздражительным, злопамятным и мстительным.

Есть человеческое чувство, чистое и возвышенное, могущее быть верным и надежным двигателем людей к совершенству, отличающееся от гордости, - это чувство собственного достоинства.

Страсти и грехи необходимо искоренять в зародыше
Есть в наших душах глубокие застарелые раны - это страсти. Они истощают жизненную силу нашего духа, его энергию, его живые чувствования. Они расслабляют его волю, искажают свободу. Все это растрачивается даром, напрасно - на дела суетные, грешные, богопротивные. Дух наш чахнет и вянет.

Пороки развиваются в нас легче и быстрее, чем добродетели, подобно тому как сорная трава всегда растет быстрее, чем пшеница.

Только тот, кто не принимался за борьбу с застарелыми греховными навыками, не знает, чего борьба эта стоит.

Раздраженные страсти покрывают самые чистые и великие дела тьмою клеветы.

Мир всегда будет стремиться к тому, чтобы отвлечь христиан от дела Божия, от заботы о спасении души, но повелено нам бдеть и разбирать, в каком новом виде он является в известное время, чем простодушных обманывает, какое новое искусство употребляет, чтобы поработить себе.

Первое зло, какое мы причиняем себе сомоизвинением, есть затемнение и ослабление в нашем уме и сознании точного смысла и объема заповедей Закона Божия.

От притупленности нравственного чувства происходит это бесстрашие и дерзость по отношению к порокам и преступлениям, какие видим мы ныне.

Жизнь, нами ложно направленная, отразится бедствиями в дальнейшей истории нашего отечества, и не будет нам чести от потомства, если мы заставим его исправлять посеянное нами зло и тем более терпеть бедствия от зла непоправимого.

История доказала, что человечество, расстроенное первородным грехом и развращенное грехами произвольными, не могло и не может само собою возвыситься до познания истинного Бога и найти средства к своему спасению и что только по зову Божию, во имя Искупителя оно просвещено истинным богопознанием.

О язвах современного общества
Преступления в роде человеческом всегда были и будут, но они опаснее, когда мнимое просвещение не признает их прямым и ясным нарушением нравственных законов, а объясняет их по-своему.

Власть есть орудие для борьбы со злом, как истинная наука - орудие для борьбы с невежеством и заблуждениями, как любовь и благотворительность есть орудие против нищеты и бедствий жизни.

Народ растет, когда его обычаями охраняются вера, честность, целомудрие, человеколюбие, гостеприимство, покорность властям и прочее. Народ обречен на исчезновение с лица земли, когда в его обычаи вторглись безверие, разврат, своекорыстие, хищничество, грабежи, разбои и тому подобное.

Нож острый режет хлеб и другую пищу, но он же в руках разбойника служит орудием разбойника.

Что из себя представляет наше образованное общество, так любящее свободно и самоуверенно судить о всех вопросах, современных событиях и явлениях? Это рынок, где предлагают и обменивают дешевые либеральные идеи и суждения.

Призывайте свой здравый смысл, устанавливайте свой взгляд как на моду вообще, так и на ее произведения, и да не будут любимым, страстно желаемым украшением вашим эти наряды и уборы (ср.: Пет. 3, 3 и 4).

Бедная часть человечества - бремя, которое должны носить на своих плечах люди даровитые, умные, способные, сильные и богатые, и носить с сознанием, убеждением, свободно, с искренней любовью.

Если хочешь поступать с людьми убогими по заповеди Божией, как добрый христианин, - будь с ними еще ласковее, еще приветливее, чем с другими, помня, что Господь, промышляющий о них , ждет от тебя для них утешений.

Цель науки
Жизнь должна быть целью науки и последним ее выражением.

Две опасности угрожают просвещению при сильном развитии естествознания: первая - отвлечение умов от наук созерцательных, решающих высшие вопросы человеческой жизни и устанавливающих общее миросозерцание, и вторая - уклонение самого естествознания в грубый материализм со всеми его пагубными последствиями.

Все пути человеческого знания приведут человека ко Христу, при условии искренности, беспристрастия, многосторонности и полноты знания.

Хотящие жить благочестиво будут гонимы
Неужели не озабочивает вас то, что к вам, православным христианам, как скоро вы хотите быть ревностными и твердыми в исполнении христианских обязанностей и уставов Святой Церкви, не от чужих, но от своих обращаются замечания, что и это напрасно вы делаете, и то у вас лишнее, и без этого можно обойтись, и в том-то вы отстали от нашего просвещенного времени? Слово Божие всегда внушает христианам: Испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4, 1). Но чтобы узнать, откуда веет тлетворный дух, какого он свойства, какой новый вид неверия и лжи в наше время распространяется в христианском обществе, надобно призывать его на суд Божий, на суд слова Божия.

Необходимость высоких идеалов для исправления общества
Где истины, которые могут проникать во всякую душу? Где способы учения, применимые ко всякому возрасту и всякому развитию человека? Где дела, обнимающие и объединяющие стремления многих миллионов душ человеческих? Где столь сильные побуждения, которые бы могли двигать эти массы верно и безостановочно по пути к совершенству и благосостоянию?

При изменчивости человеческих мнений, при продолжительности односторонних направлений, при так называемом духе времени давно утратилась бы вера в нравственное усовершенствование природы человеческой, если бы в истории не были видны нам, как маяки плывущим в темную ночь, высокие образцы жизни, выработанные с необычайными усилиями воли человеческой.

Чтобы идти безостановочно к преуспеянию и совершенству, каждый народ должен иметь ясные и единообразные, всеми его членами сознаваемые представления о взысканном им совершенстве, так называемом идеале.

Кто, сознавши потребность общего исправления, начинает его с самого себя, подавая в себе добрый пример другим, тот действительно начинает самое дело, а не служит ему одними словами.

Нам нужна практическая почва действительной добродетели, а не мечтательной нравственной жизни. Покажите в себе пример чистого действительного добра; сделайте это добро любезным и вожделенным для других; увлеките тех, кого хотите исправить, к подражанию вам; сопровождайте затем это жизненное влияние какими угодно способами распространения полезных наук и искусств, тогда все пойдет впрок и принесет истинную пользу и вам самим, и обществу.

Материализм современного человека
Материалист есть поденный работник в природе, не видящий ничего дальше своего привычного частного мастерства (специальности).

Современное знание не предоставляет нам ничего другого, кроме голословного уверения: “Успокойся, все идет вперед, все движется к совершенству и благополучию”. Иначе сказать: “Завяжи глаза и иди вперед за своим веком, и он приведет тебя...” Куда? И сам не знает.

Материализм научный и практический - вот та темница, где томится и тоскует душа человеческая, вот где родина человеческой апатии!

Наша терпимость дошла до того, что мы и людей без всякой веры почитаем просвещенными людьми; думаем, что и без мысли о Боге, Виновнике и Охранителе закона совести, может быть у человека добрая совесть; что ее могут заменить какие-нибудь научные системы и познания.

Человек необразованный грабит и убивает, чтобы добыть деньги на продолжение пьяной и распутной жизни, без долгих размышлений увлекаемый страстями; а образованный, влекомый теми же страстями, крадет и убивает, оправдывая себя правами, которые он якобы имеет на удобства и наслаждения жизни наравне с теми, кто, по его мнению, раньше его захватил средства к роскошной жизни.

Чем больше преуспевает естествознание в ущерб религии, тем больше отвлекаются от нее сердца народов; чем громче раздается стук и гром фабричной деятельности, тем больше тупеет слух к тихим вещаниям Божественной истины; чем глубже вдаются люди в плотскую жизнь, тем больше подавляется в них жизнь и сила духа.

Великое несчастье нового христианского мира состоит в том, что он дозволил себе извлекать из слова Христова одно учение в качестве голых мыслей, составлять из них системы по человеческой логике и довольствоваться этими системами как изложением сущности христианства.

Кто наш современный враг, дающий нам советы, подобные Иудиным, и говорящий устами людей мнимо образованных? Это плоть, это чувственность, которую боготворит и которой служит наш век.

Одна из причин конца мира
Это оплотнение, это погружение людей в чувственность будет причиной кончины и настоящего мира.

Россия и ее особенности
Русский ум способен к постижению самых высоких идей и глубоких мыслей, к быстрому соображению и точному определению понятий, но не терпит отвлеченных, сложных, систематических построений, имеющих притязание подчинить себе целую область свободных явлений жизни.

Особенность русского ума состоит в том, что называется здравым смыслом, то есть верным пониманием отношений отвлеченной мысли к действительной жизни.

В церкви народ русский вдохновляется, поучается, скорбит и радуется; вспоминает великие события своего прошедшего и утверждается в надежде на будущее.

Кто твой Создатель, русский православный народ?.. Недавно мнимые служители просвещения стали уверять тебя, что ты - произведение естественных причин, действующих в мире, что тебя выдвинула на поприще мировой деятельности и ведет к неизвестным целям некая сила, называемая историей', но до последнего времени ты хранил убеждение, что Бог избрал тебя и просветил истинной верой, что Его перстом пишется твоя история, что Он спасал тебя от бед, укреплял в испытаниях, прославлял и возвеличивал победами и явил тебя миру обладателем необъятного царства, дав тебе завет - также в виду всего мира содержать в вере православной немерцающий, неослабевающий светильник истинного боговедения. Стряхни с себя прилипший к тебе сор лжеучений века, веселись о Создателе своем, но и работай Господу со страхом и радуйся Ему с трепетом (см.: Пс. 2, 11).

Невообразимая, ни в одном народе не виданная рознь в воззрениях и суждениях губит всякое наше отечественное дело и приводит в отчаяние самых благонамеренных и здравомыслящих русских людей.

Спасение России в Православии
Пока народ русский верен своей вере и Церкви, он не утратит того тонкого чувства истины и справедливости, которое составляет основание его здравомыслия и делает его проницательным и осторожным при всех обольщениях.

Православная вера есть душа нашего народа, Святая Церковь есть его мать, учительница и воспитательница.

С жизнью Церкви сопряжена собственная жизнь русского народа, с ее целостью - его безопасность, с ее процветанием - его слава.

Кто не знает Православной Церкви, тот не узнает и коренных, лучших свойств русского народа.
Hosted by uCoz