Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Вселенский учитель
Сотница первая
1. Ученикам философской школы Василий преподал учение, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, скромное слово, умеренность в пище и питие, молчание при старейшин, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, нелицемерную любовь к равным себе и к низшим; чтобы они отдалялись от злых, страстных и привязанных к плотским удовольствиям; чтобы меньше говорили, а больше слушали и вникали; не были безрассудными в слове, не были многоглаголивы, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, не вступали в беседу с безнравственными женщинами, опускали очи долу, а душу обращали бы горе; избегали споров, не искали бы учительского сана и почести этого мира вменяли бы ни во что. Если же кто сделает что-либо на пользу ближних, то пусть ожидает награды от Бога и вечного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего.
2. В Иордане свт. Василий принял крещение от епископа Максима, и было знамение от Духа, что он принял великую благодать: спала на них огненная молния, и вышедший из той молнии голубь погрузился в Иордан и, всколыхнув воду, улетел на небо.
3. Язык свт, Василия чист, изящен, превосходен. Он - учитель благочестия, нравственности; догматик, проповедник, ибо просвещен светом ведения, прозревал глубины Духа. Воспевал добродетель и восходил к Богу своим богословием, ибо пребывал храмом Божиим.
4. Свт. Василий долгое время жил в пустыне, устрояя иноческую жизнь. Он написал уставы иноческого общежития. По молитвам святителя, Господь в видении даровал ему благодать Святого Духа, и он составил молитвословия и чин Божественной литургии. При его служении видели свет небесный, озарявший алтарь и светоносных Ангелов в виде благолепных мужей. Благодать Божия и премудрость пребывали в нем.
5. Свт. Василий Духом Святым провидел подвижническую жизнь пресвитера Анастасия и жены его Феогнии, которые сорок лет жили в супружестве девственной жизнью. Они ухаживали за одним прокаженным, у которого уже отпали, изгнивши, многие части тела. Святитель с прокаженным провел ночь в молитве и утром вывел его совершенно здоровым. Все, увидевши такое чудо, прославили Бога.
6. Когда о свт. Василии услышал прп. Ефрем Сирин и стал молиться Богу о нем, то Господь показал ему огненный столп, доходивший до небес, и был голос: «Ефрем! Ефрем! Каким ты видишь этот огненный столп, таков и есть Василий». Прп, Ефрем с переводчиком пришел в Кесарию, в церковь, где служил свт. Василий, в праздник Богоявления Господня, и видел прп. Ефрем, что из уст говорившего святителя исходит огонь. Возложив на прп. Ефрема руки, свт. Василий рукоположил его во диакона и сообщил ему дар разумения греческого языка, которого он раньше не знал. Все прославили Бога, давшего прп. Ефрему способность понимать и говорить по-гречески.
7. Свт. Василий Великий пас Церковь Божию восемь лет, шесть месяцев и шестнадцать дней, а лет жизни на земле его было сорок девять. Святитель Василий воистину слава и красота Церкви, палата учености, учитель вселенной.
Родился он в 329 г. Отца его звали тоже Василием, а мать - Емилией. Первые семена благочестия были посеяны в его душе бабкой Макриной.
8. В 368 г. в Кесарии был страшный голод, и св. Василий продал после матери наследство и кормил голодных Кесарии. В 370 г. св. Василий был избран архиепископом Кесарии и ему было подчинено 50 епископов в Понте, Армении, Галатии, Пафлагонии и Вифинии.
9. Воздав благодарение за все, святитель предал дух свой в руце Божии 1 января 379 года. Его гроб провожали христиане, иудеи и язычники. Святитель Василий был опорой веры, обителью Духа Святого, мужем великим и святым, и душа его Божественна.
10. Мы знаем Божие величие, Божию силу, премудрость, благость и Промысл, с каким печется о нас Бог, но не самую сущность.
11. Тело Богочеловека сотворено Духом Святым.
12. Мир сей — училище разумных душ. Получил движение от Бога и украшен, мир преподает боговедение и через видимое и чувственное руководит ум к созерцанию невидимого.
13. Под Божиим гласом разумеем не речь, звук, а мановение воли.
14. Прежде света вещественного был свет духовный.
15. Свет и тьму определил Бог, сделав природу и несоединимой, и противоположной. Первобытный свет (ибо не было еще солнца) то разжимался, то сливался — сжимался, происходил день и следовала ночь.
16. Моисей наименовал конец дня — вечер, а потом конец ночи — утро. До света же была тьма, а не ночь, а состояние, отличное от дня, названо ночью. Ночь стала после дня, который как превосходнейший измеряет время (дни живота моего). День назван единым по состоянию, что день или век — одно понятие — один, а не многий. Это начаток дней, святый Господень день, прославленный воскресением Господа.
17. День — время пребывания солнца в полушарии над землей.
18. Иное есть огонь, а иное — светильник. Раньше Бог сотворил самое естество света; а в четвертый день сотворил солнечное тело, чтобы оно служило колесницею тому, первобытному свету.
19. Бог разделяет естество огня на светозарность (купина при Моисеи, огонь в Великую субботу у Гроба Господня) и силу жечь (мучительность жжения грешников в аду).
20. Глас Господа разделяет пламень огня (Пс. 28, 7) на сожигающий и освещающий.
21. Небесный огонь с мысленного алтаря не опалил пророка Исайю, как и не сожигал купину при Моисее.
22. Святитель пишет, что когда небеса обетшают, и яко одежду свиет их Бог (Пс. 101, 27), то солнце сделается в семь раз больше самого себя, а луна величиной как ныне солнце.
23. Искусства домостроительства, плотничества, кузнечества, ткачества показывают художественный ум, хотя мы художника на лицо не видим.
24. Глядя на мир, мы видим, что Бог, будучи благ, даровал полезное, как премудрый — прекраснейшее, как могущественный — величайшее.
25. Промысел Божий даровал бессловесным удобные средства к жизни — пищу готовую, покров из волос и перьев, а человеку нагому дан разум для творчества и созерцания.
26. Мы — это душа и ум, наше — это тело и наши ощущения, около нас — имущества, искусство и все земное.
27. Самое ясное представление об ощущаемом дает зрение, например, страшного, вожделенного, поэтому созерцание именуется видением, а пророк — видящим и провидящим.
28. Внешний человек самой природой наделяется телесными чувствами — слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания, которые уже прирожденны нам, а внутренний человек в умопредставляемом чувстве переживает состояние младенчества, имея нужду как бы еще в молоке, при познании простого учения Евангелия, затем состояние юности, когда дух горит ревностью к благочестию и добродетели, затем — старчества, когда душа совершенна в благоразумии.
29. Многие восхищаются мирской славой, которая является позором для богосозданного человека. У человека есть некоторое мерило, дарованное Творцом, которое различает природу вещей взаимопротивоположных — жизнь и смерть, благо и зло.
30. В Писании указываются три рода творения: 1) приведение из небытия в бытие; 2) изменение из худшего к лучшему (крещение, ибо кто во Христе — нова тварь); 3) воскресение из мертвых.
31. Писатель книги Бытия, Моисей, был угоден Богу, любил правду, имел естественное отвращение ко злу, и, когда он сорок лет в пустыне упражнялся в умозрении о Существующем, уже 80-летним старцем мог видеть Бога умно, а не гаданием (Чис. 12, 6—8). И Моисей поведал в Пятикнижии то, что слышал от Бога.
32. Божественные имена в Писании иногда выражают не самую сущность слова Божия, а власть и служение, называя секирой, каменем соблазна, дверью, истиной, Господом. Свойства не есть самые сущности, например, название Петра и Павла и всех людей различны, но сущность всех одна.
33. Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия.
34. Апостольское предание научило нас знаменовать себя крестным знамением, обращаться в молитве к востоку, произносить при Евхаристии слова, имеющие великую силу к совершению таинства, благословлять воду Крещения и елей помазания, троекратно погружать крещаемого, отрицаться сатаны.
35. Филон, толкуя слово «манна», приписал ей, «как сам узнал это из какого-то иудейского предания», такое качество, что она изменялась по представлению вкушающего; и хотя сама по себе была как пшено, сваренное в меду, однако же, заменяло собой и хлеб, и мясо (притом или мясо птичье, или мясо животных), и овощей (и сии опять по желанию каждого), и рыбу, так что во вкусе вкушающего вполне соблюдалось то, чем отличается качество каждого рода пищи.
36. Обычай иметь силу закона предан нам святыми отцами. Закон запрещает худые поступки, Евангелие же запрещает самые сокровенные страстные движения в душе.
37. Не увлекайся людьми, которые носят на себе личину истины, но узнавай каждого по признакам, какие даны в Писании.
38. Наше богопознание ограничено, ибо состоит в познании действ и свойств, а не сущности Божества.
39. Правда Божественная дает ведение истины и справедливости, воздавая все по достоинству.
40. Познавший Божественную диалектику уже не разбирает свойства предметов, однородное и противоположное, но восклицает: Да усладится Тебе, Боже, беседа моя (Пс. 103, 34).
41. Смышленостью, проницательностью ума, хорошей реакцией называется быстрота души, скоро приводящая в единство представления о предметах.
42. Кто, познав все земное: силы растений, корней и плодов, просторы моря — изучил естество воздуха, ветров, положение звезд, их движение, расстояния, времена, закономерность на земле, тот еще лишь дитя.
43. Как дети, изучая сочинения, должны мы уподобляться Ангелам и запасаться полезным для души, познавая добродетель.
44. Поучение в законе Божием принадлежит только разумному существу.
45. Мудростью называется ведение вещей Божественных и человеческих и их причин. Имеющий ведение постигает твердым разумом степени блаженства.
46. Кто из устройства мира разумеет Зиждителя, тот исполняется премудрости. Египтяне, изобретшие геометрию, и халдеи, познавшие астрологию, занялись исследованием предметов пустых — пиитикой с баснями, риторикой с искусством в слововыражении, софистикой с ложными умозаключениями, и от этого вознерадели о познании Бога.
47. Истинная мудрость — родовая добродетель, познающая добро и зло, и что безразлично, и что мы должны делать, и что избегать, полагая основанием камень веры во Христа.
48. Стар в премудрости Божией, каким был Давид, превосходит мудрость мудрых века сего.
49. Есть изречение — Друг есть другой я.
50. Каин, как первый ученик диавола, научился зависти и убийству и, не имея сил к богоборству, впал в братоубийство.
51. Разумнейший пребывает в добре, удерживаясь страхом Божиим и любовью, а ленивые и беспечные направляются к добру стыдом человеческим, нуждой и наказанием, и, если эта узда разрывается, то зло разливается вокруг.
52. Зло бывает неисцелимо, когда страсти, навыки переходят в природу, и тогда душа сидит на седалище губителей.
53. В науках прежде требуется вера, а потом приобретается познание, так нужно прежде поверить, что буква называется «азом», а потом получим разумение. А в вере в Бога предшествует понятие, что Бог есть, познавая, что Он премудр; познавая Его могущество и благость, и вообще «невидимая Его», признавая Его Творцом мира и Владыкой своим и что мы — часть мира. За этим следует вера и за верой — поклонение.
54. Всяк, иже призовет имя Господа, спасется (Иоил. 2, 32), но нужна вера, как говорит апостол: Како убо призовут, в Негоже не вероваша (Рим. 10, 14), ибо не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7, 21).
55. Вера во Христа Бога рождает от Духа чад Божиих, как и Сам Спаситель говорит: Мати Моя и братии Мои сии суть, слышащий, слово Божие и творящий е (Лк. 8, 21).
56. Символ веры должен быть общим, и это Никейский символ.
57. Если веровать, что Христос есть Сын Божий, значит иметь жизнь вечную, а если не веровать, значит — смерть.
58. Чада вавилонские есть неправославные учения, и блажен, кто словом истины сокрушает их о камень веры Христовой.
59. Человек, не бойся животных ядовитых, разрушительных и враждебных, ибо тебе дана власть от Бога наступать на аспида и василиска и попирать льва и змия. Бойся не зверя, а своего неверия.
60. Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом.
61. Ты, домогаясь дружбы человека смертного, привлекаешь его к себе благодеяниями, говоришь и делаешь то, чему он бывает рад, а, желая войти в сыноположение и общение с Богом, делаешь противное воле Божией и бесчестишь преступлением закона Божия.
62. Невольно вовлекаемый в грех должен знать о себе, что им обладает предшествовавший грех, которому он добровольно служит и которым уже вводится и в те грехи, в какие бы не хотел впасть.
63. Иногда человек важный, нося личину целомудрия и благочестия, в неведомом движении сердца уносится мыслью в область греха и в сокровенной храмине сердца совершает внутренне грех, не имеющий свидетелей и остающийся для всех неизвестным, но ведомый тому, Кто открывает «тайные дела» (Еккл. 12, 14) и объявляет «советы сердечные» (Притч. 27, 9).
64. С волом и ослом сравнивается человек, отступивший от Бога, ибо животные оказывают благорасположение к хозяину, а человек не знает Бога.
65. Удовольствия — диавольская удача, матерь греха, а грех — жало смерти.
66. После потопа, когда не стало надежды на совершенство, стали наслаждаться вином и мясоедением.
67. Пьянство есть начало безбожия, ибо помрачается разум, которым познается Бог.
68. Вся тьма нечестия идолослужения и забвения Бога от древних язычников, ибо халдеи ввели предсказания по дням, египтяне — врачевство и наговоры, критяне — ворожбу, филистимляне — волхование.
69. В каждом искусстве разумей конец, плод деяния: в столярном, плотницком — мебель; в ткацком — одежда; а у играющих на свирели или плясунов - перемена нравов и образа жизни на худшее. Гусли и цевница — изобретение Иувала, сына Ламеха, рода Каинова.
70. Астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что все существующее зависит само от себя, а не от Бога, изгоняют Промысел, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие у них не имеют никакой силы.
71. Будеши дщи Моавля, как произшедши татски, потому что дочь Лота, матерь твоя, употребила ночь и вино для похищения отеческого семени (Быт. 19, 33). Посему семя Моавле - отступники от Церкви.
72. Блудники и беззаконники осмеивают целомудренных и добродетельных и стараются свой порок, как моровую язву, передать другим и сделать многих подобным себе, чтобы избежать поношения, когда пороки будут общими.
73. Богач беден любовью, человеколюбием, беден верой в Бога, имеет сердце каменное. Богач, не Евангелие служит тебе правилом жизни, но сам ты даешь себе законы.
74. Богач не имеет добродетели и в вечной жизни он вечный нищий.
75. Дай малое и приобрети многое. Богач, оставь жестокосердие, и общее достояние пусть будет для всех, как и стада овец, и табуны коней, и многие птицы и животные на одной земле дозволяют друг другу наслаждаться всем.
76. От вина в мозговых оболочках собираются винные испарения, дыхание прерывается, нервы слабеют, и происходит трясение всего человека.
77. На весах обремененная чаша поднимает противоположную, а у человека дымные испарения, поднимающиеся из обильной и грубой пищи, подобно густому облаку, не допускают до ума нашего нисходящих на него озарений Святого Духа.
78. Любящий славу и ропщущий страдает неверием.
79. Мирские люди стыдятся смиренной скудости и по тщеславию, человекоугодию и напоказ гостям предлагают изобилие снедей и всякую роскошь.
80. Гневаться можно только на диавола, а ты гневаешься на брата своего напрасно, подобно псам, которые грызут камень, а не трогают бросившего камень.
81. Псы, когда их кормят, делаются кроткими; львы, когда за ними ходят, становятся ручными, но завистливые свирепеют, когда оказывают им благодеяния — как Саул гнал Давида, как братья благородного Иосифа соделали рабом в Египте.
82. Что в ядовитых животных яд, то в сердитых раздражение.
S3. Клеветник наносит вред трем вместе лицам, ибо обижает оклеветанного и к кому обращена речь, и себя самого.
84. Любостяжание в том, чтобы заботиться о себе больше, чем о ближнем.
85. Не гневайся, а терпи и смиряйся, когда назовут тебя подлым, бродягой, глупцом, назови себя землей и пеплом, скажи о себе, что я червь, и начало мое от гноища, и молись, да не поставит им Господь греха и да помилует их.
86. Дать место гневу — значит не противиться злу, и, егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий, и ударившему в ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5, 39).
87. Не допускай, чтобы когда-нибудь порабощенный ум стал слугой страсти, восставая против разума, присвоил себе владычество над душой.
88. Рассеянность происходит от праздности ума и забвения о присутствии Бога.
89. Взыщите суда Христова, чтобы разум, как судья, заняв в нас самое высшее место, всякий раз рассуждал и исследовал, что должно говорить и что делать, и был всегда в послушании Христовом.
90. При всяком деле надо искать волю Божию и исполнять ее.
91. Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон Его.
92. Волю Божию поставляй целью своей души.
93. Познавай премудрость Создателя. Душа бесплотна, и Бог бесплотен, ум твой не ограничен, и Бог не ограничен местом. Душа невидима, не имеет цвета, вида, очертания, но узнается только по действиям. Творец дал душе тело колесницей в жизнь.
94. В душе пребывает жизненная сила тела и другая сила, созерцающая существующее, называемая разумной. Сила созерцательная приводится по произволению. Если разумная сила всегда будет бодрствовать, то занята созерцанием лучшего и духовного и наблюдает за движением тела, уцеломудривает и утишает его страсти. Если же душа, возлюбивши леность, оставит созерцательную силу в не деятельности, то телесные страсти, нашедши жизненную силу праздной, и разделив ее между собой, так как никто ими не правит, увлекают душу к своим стремлениям и действованиям. Посему телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен; благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом. Тело подобно коню прекрасному, и сильному, и нужному, но требует наездника и управителя. Если в душе есть добродетель и нет зла и порока, то и тело не делает зла, а пребывает в добродетели, как управляемое добрым разумом. Можно, и дома сидя, скитаться помыслами вне, и находясь на рынке, но, соблюдая трезвение, быть как в пустыне, обращаться только к себе самому и к Богу, и не воспринимать чувствами тех мятежей, какие производятся в душе чувственными предметами, ибо собственное тело наше является как бы приютом, пристанищем для души, естественным монастырем, где ум любомудрствует и прославляет Бога.
95. Одно в душе разумное и духовное, другое — страстное и неразумное, и первому принадлежит господство, а другому — повиноваться и послушание разуму.
96. Душа должна искать истину к уврачеванию неведения.
97. Как двойствен человек, так и душа двояка: телу своя пища, а душе — догматы веры, и благочестия, и нравственности, и созерцания. Не томи душу гладом слышания слова Божия, а питай ее. Не тело виновно в наших пороках, но душа.
98. Для земли утро производит чувственное солнце, а для разумной души восхождение умного света от Солнца правды — Христа, Восток имя Ему.
99. Род сей изгоняется постом и молитвой, и душа готовится принять Того, Который обещал нам: Я и Отец приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
100. Приучай душу избегать вредного, хотя бы оно имело приятность. Через музыку не вливай в душу порождения рабства страстям и низости; не подставляй ушей всякому говоруну, чтобы не замарать души своей.
Сотница вторая
1. Душа или по собственному нерадению пребывает в мечтаниях и блужданиях, или по действу лукавого.
2. У кого душа омертвела, тот весь мертвец и пребывает во гробе поваленном, полном костей мертвых, ибо тела их называются и гробами, и селениями. Поэтому Господь сокрушает Вавилон, разумея город, страну или душу в смешение приведенную, и сделавшуюся жилищем бесов.
3. Принятие ложного учения - убийство души.
4. В молитве должно быть славословие со смиренномудрием, а потом прошение.
5. Не бойся нападающих на тебя, но умоляй Повелевающего и Судящего за все.
6. Может быть, до сотворения человека и для диавола оставалось еще какое-нибудь место покаянию, но как по гордыни и зависти произошло убиение возвеличенного - падение Адама, с тех пор заключено для диавола и место покаянию.
7. Для совершенствования не скрывай тайны сердечные.
8. Мы обязаны уподобляться Богу, сколько это возможно для естества человеческого. Во всем имей цель - угодить Богу и прославить Бога.
9. Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо, кто не хочет работать, тот не признавайся достойным и есть. Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе.
10. Марфа трудилась для Господа, чтобы упокоить Его и напитать пищей, а Мария благую часть избрала, желая сама напитаться словом истины с созерцанием тайн будущего века. И ты, принимая странников, помогая бедным, утешая больных и несчастных, служишь Христу. Но если оставишь тело, снеди и хлопоты, земледелие и будешь слушать слово Божие, созерцать учение Христово, искать Царствие Божие, то будешь пожинать горнюю славу. Суетность все, что выше потребностей.
11. Леность сочетается с лукавством. В трудах, когда движешь руку на дело, языком или сердцем во псалмех и пениих духовных (Кол. 3, 16), воспевай Бога, как написано, и между делом совершай молитву. И совместим сказанное у апостола: Непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17), и нощь и день делающе (2 Фес. 3, 8).
12. Дела каждого, и плоды душевные, и помыслы, умом рожденные, именуются чадами.
13. Попечение о многих есть служение многим.
14. Ты наблюдаешь воздержание в снедех, а не воздерживаешься от лукавых и суетных помыслов. Надобно избегать приобретения и очищать внутреннего человека от лукавых помыслов, лести и лицемерия, зависти и сварливости, и водворять любовь.
15. Подвизающемуся должно быть осторожным в обращении с ближним.
16. Что блаженнее в слиянии нравов и душ, в единении мира, в союзе веры, когда исключена собственность имущества, изгнана противоположность расположений и телесные силы — на служение единому общему Богу, одна общая купля благочестия, общее спасение, общие подвиги, общие труды, общие венцы.
17. Из ласкательства не потворствуй порокам и не ослабляй правила жизни.
18. Пост узаконен в раю, ибо слова: от древа не снесте (Быт. 2, 17) указывают на воздержание и пост. Если бы постилась Ева и не вкусила от древа, то мы бы не имели нужды в посте.
19. Целью вкушения поставляй не приятность, а потребность пищи, и Сам Господь, когда напитал утружденный народ, да не ослабеют на пути (Мк. 8, 3), не дорогими яствами, но хлебами ячменными и рыбой.
20. Моисей и Илия сорок дней постились, ничего не вкушая и не пия, возводя ум к созерцанию Бога. Моисей, постясь, пришел к богопознанию.
21. Жизнь Иоанна Крестителя была единый пост. У него не было ни одра, ни стола, ни земли, ни вола, ни повара, ничего из благ земных.
22. Илия, видя невоздержание и зло среди людей, наложил невольный пост — голод на три года и шесть месяцев.
23. Никто при обильной пищи и роскоши не получил духовных дарований. Вместе с роскошью, объедением и пьянством появляются все виды скотской невоздержанности, и люди делаются аки «кони женонеистовни». Истинный пост есть устранение от злых дел, и так постящийся не имеет бесстыдной багровости и неумеренного смеха, но цвет лица у него почтенный, взор кроткий, походка степенная, мерность в слове, чистота в сердце.
24. Болезни бывают от вещественных начал и здесь полезно врачебное искусство; бывают болезни, как наказание за грех, и здесь нужно терпение и покаяние; бывают болезни для борения и низложения лукавого, как у Иова, и в пример нетерпеливым, как у Лазаря; и святые терпят болезни, являя всем смирение и придел общего всем человеческого естества. Итак, не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачевство наказаний.
25. Горе тому, кто свет называет тьмой и сладкое — горьким, худое — добрым, временное ставит выше вечного.
26. За беззакония Господь лишает и храма, и благодати, как и Сам говорит: Се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю сию, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Ам. 8, 11).
27. Большое осуждение ожидает знающих, но не делающих.
28. Если оскорбивший приносит извинение, а оскорбленный не хочет примириться, то он подобен изображенному в притче рабу, умоляемом клевретом, и не захотевшим потерпеть, за что Господь предаде его мучителем, дондеже воздаст долг (Мф. 18, 31—34).
29. Ленивый на хорошее подобен смоковнице, и осуждается с диаволом и ангелами его.
30. Осуждается и тот, кто за лукавым вождем последовал в грех.
31. Господь говорит: не судите, и не судят вам, а иногда повелевает праведный суд творити (Ин. 7, 24), показывая различие суда, ибо что предоставлено произволению каждого и не определено в Писании, говорит: ты почто осуждаешь брата твоего, а защищать суды Божий необходимо, как и судил Господь кровосмешника предать сатане, разве тот, кто, делая то же, что и обвиняемый, не посмеет осудить брата, слыша: Изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучеи, из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).
32. Настанет время, когда реки будут иссушены огнем (Ис. 44, 27).
33. Пришествие Господа будет во славе Отчей на глазах всей вселенной.
34. Изречение да не будет бегство ваше в зиме, ни в субботу (Мф. 24, 20), то есть во грехах, страстях и праздности нашей. Предавшиеся блуду, любостяжательности, плоти, гордыне не хотят, чтобы в их граде царствовал Христос, а в день посещения Его смятутся и болезни примут, яко жены рождающие.
35. Если не видеть сего солнца — большая потеря для слепого, то какая утрата для грешника быть лишенным истинного Света, Солнца правды? Грешник, идя по широкому пути и имея путеводителя диавола, являет в себе наслаждения настоящего века. Жизнь праведника являет блага и добродетели будущего века.
36. Душа приходит в кружение: когда приведет себя на мысль вечное, избирает добродетель, когда же обратит взор на настоящее, предпочитает удовольствия. Здесь прохлада для плоти, а там ее порабощение. Здесь пьянство, а там пост. Здесь смех, пляска, блуд, а там слезы, молитвы, девство.
37. Человеку вложено вожделение к прекрасному благому, а благ Бог. Ища многоценный бисер — Христа и Царство Его Небесное, — благомыслящий купец продаде вся — богатство, славу, род и все вожделенное, и купи Его (Мф. 13, 46).
38. Внемлите убо себе (Деян. 20, 28), то есть душе своей; украшай ее красотой добродетели, избегай нечистоты и порока. Внимать можно двояко: телесными очами, всматриваясь в предметы видимые, и умной силой души, созерцая бесплотное (уподобляясь серне по острозрителъности).
39. У бессловесных по природе есть отвращение от вредного и естественному влечению, стремление к наслаждению полезным. Поэтому и нам, обучающий нас Бог, дал сию заповедь, чтобы мы разумом находили то, что у них есть от природы и чтобы то, что бессловесные делают без размышления, у нас совершалось со вниманием и сознанием при рассудке; бегали греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях.
40. Ни клади одной ноги на другую. Душевную радость изъявляет светлая с приличием улыбка, но смеяться громко, всем телом приходя в сотрясение, свойственно человеку необузданному. Одежда закрывает нашу срамоту и предохраняет нас от вредоносного воздуха.
41. Если кто дал обет посвятить себя Богу, но потом бежал к другому образу жизни, то он стал святотатцем и как бесчинного его должно удаляться.
42. Позволительно говорить о ком-либо дурное, когда советуешься с духовными об исправлении согрешившего, и, предостерегая других о человеке худом, которого считают добрым, как пишет апостол к Тимофею: Александр ковач много ми зла сотвори, от негоже и ты себя блюди, зело бо противится словесем нашим (2 Тим. 4, 14—15).
43. Иисус Христос нес на Себе телесные труды, апостол Павел — непрерывно трудился и для каждого благочестие должно почитать не приделом к бездействию, но побуждением к большим трудам.
44. Милость свою Господь являет с судом по достоинству каждого мерой, числом и весом.
45. Дары пророчества и рассуждения, как милость Божия, подаются для народа (Ис. 3, 2—3).
46. Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается. Нужно различать истинно нуждающихся от просящих по любостяжательности, ибо кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу, а кто одаряет всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своей безотвязанностью.
47. Кротость порождает незлобие, благость и любовь.
48. Все бедствия, какие терпим, несем по Божию повелению.
49. Лучше быть хулимым, нежели хулить, быть битым, нежели бить, стерпеть обиду, нежели обидеть.
50. Ангельское богатство это невещественное стяжание и богатство разумения и любви, и созерцания Бога. Любовь связует горних, любовь и земных связует воедино.
51. Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благо-признательность за Божий благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их.
52. Любя Бога, душа непрестанно через силу напрягается исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией.
53. Любовь друг к другу должна быть равной и общей, ибо избыток любви к одному обличает скудость любви к другим.
54. Люби врагов и полагай душу свою за други.
55. Друг друга тяготы носить — снимать с других тяжесть греховную и приводить к обращению.
56. Не соблюдать заповедей Христовых — значит не любить Бога и Христа Его.
57. Ядовитые гады не терпят запаха оленя, который пожирает даже и ехидны. Олень — образ очищения и желания к Богословию людей боголюбивых.
58. Стань таким, каков Тот, от Кого рожден, как сказано: рожденное от Духа, дух есть и елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27).
59. Господь, обновляя человека и возвращая благодать, данную при творении Адама, дунул в лицо ученикам и сказал: Примите Дух Свят (Ин. 20, 22). Человек, обновленный духом, под управлением ума боголюбивого, поет песнь хвалебную, в благочестии и созерцании пребывая, и подобен он псалтири и органу (Пс. 29, 1, 13).
60. Люди из разных племен и стран в своих телах являют одну душу, одну волю, возобновляя первобытную доброту, чтобы у людей не было разделения, раздоров, войны, и были люди подобны Ангелам.
61. У Церкви есть Ангел Хранитель.
62. Первый, самый истинный отец, есть Отец всех — Бог, а второй после Бога — наставник в духовном житии. Сродники, живя суетной жизнью, составляют часть мира, от которого мы удалились.
63. Кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать Писание и изучать все обязанности, чтобы всех научить воле Божией, а другой, как рабе благий о мале, пусть будет верен (Лк. 16, 10), мудрствовая в целомудрии (Рим. 12, 3), исполняя свои обязанности.
64. Как телесные немощи открываем искусным в уврачевании, так и грехи — перед способным уврачевать их.
65. С наказываемым поступай, как отец и врач, со состраданием и сердоболием. Ева была уловлена лукавой хитростью, поэтому незлобивых, доверчивых ко всякому слову, нужно оградить орудием правды.
66. Пастырь и убогий — первые учителя благочестия. Первый, угодивший Богу, Авель, был пастырем, Моисей был пастырем на горе Хориве. Патриарх Иаков, пророк Давид были пастырями. Тот, кто здесь пастырь добрый, там Царь.
67. Заповедь — продаждь имение и раздай нищим (Мф. 19, 21) — указана совершенным.
68. День назван единым, по состоянию, что день или век — одно понятие, один, а не многий. Этот начаток дней, святый Господень день, прославленный воскресением Господа.
69. В воскресенье не совершаем земных поклонов, как он есть день единый осьмый, как начало дней, назван у Моисея днем не первым, а единым.
70. Господь наш есть начало и конец блаженства, и когда говорит: Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 40), то воскресением называют переход от вещественного ведения к невещественному созерцанию.
71. Верующим в воскресение из мертвых не должно скорбеть об усопших.
72. В будущем веке ожидает жизнь ангельская и свободная от всех нужд.
73. Царство Христово есть всякое вещественное ведение, а Царство Бога и Отца — ведение невещественное, созерцание самого Божества.
74. Сейчас же огрубевший наш ум по красотам творения познает действования Творца, возрастая ведением, чтобы приступить и к Самому непокровенному Божеству, когда Христос предаст Царство Богу и Отцу; не обложенным плотью и кровью принадлежит ведение такового Царствия, созерцание которого положил Отец в своей власти.
75. Не должно совершенно предавать сим мужам (писателям, ученым, учителям), как бы каким кормчим, кормило своих мыслей и следовать за ними, куда они поведут, но, заимствуя от них полезное, нужно знать, что должно оставлять.
76. Мы, христиане, не только не поставляем за великое ни знаменитость предков, ни силу телесную, ни красоту, ни величие, ни обширную славу, ни самое царство, ни всякое другое преимущество человеческое, но все это признаем даже недостойным желания.
77. Мы все делаем для вечной жизни. Мы употребляем труды беседовать с поэтами, и с историками, и с ораторами, и со всеми людьми, от которых можно ожидать какой-либо пользы для образования души.
78. Красота души — плод истины (во Христе), а листьями служит внешняя образованность, которую имел и Моисей, изучая египетские науки, и Даниил — от изучения халдейской мудрости.
79. Но когда поэты представляют вам даяния или изречения мужей добродетельных, то их нужно любить, подражая им, но когда они рассказывают о людях развращенных, то вы должны затыкать уши свои и избегать подражания таким людям, ибо знакомство с худыми рассказами есть уже некоторым образом путь к самым худым делам.
80. Не принимай с медом ядовитые вещества.
81. Не будем хвалить поэтов, когда они злословят, насмехаются, описывают сластолюбцев и пьяниц, или когда определяют счастье роскошеством стола и любострастным пением.
82. Также и о историках: «не будем подражать ораторам в искусстве обольщать». Вы должны пользоваться ими, во всем подражая пчелам. Они на всех цветах равно останавливаются, не силятся уносить с собой те цветы, на которые садятся, но, собрав с них то, что нужно, прочее оставляют.
83. Равно и мы, если благоразумны, будем выбирать из сих сочинений только нужное для себя и согласное с истиной, а прочее оставлять без внимания.
84. И как, срывая цветы с розового куста, мы отводим шипы, так и здесь, заимствовав полезное, будем оберегаться вредного. Души должны привыкать к добродетели еще в юности.
85. Мы должны принимать те сочинения, которые содержат хорошие примеры для жизни.
86. Некто, напав на Сократа, без милосердия бил его по лицу. Сократ не противился. Лицо его опухло и покрылось ранами от ударов. Он только на лице своем выставил имя виновника: делал такой-то.
87. Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое.
88. Кормчий ведет корабль к пристани, стрелок метит в цель, ваятель и древодел стремится к концу своего искусства, и мы должны усматривать цель наших занятий.
89. Жизнь имеет цель; и слова, и дела должны управляться кормилом ума.
90. Если борцы и музыканты стремятся к награде, то, как должны христиане. Борцы несут труды, умножая силу, проливают много пота при гимнастических занятиях, получают много ударов в училище, питаются пищей, предписанной учителями, упражняются в подвигах и затем выступают на поприще, подвергаются всем трудам и опасностям для того единственного, чтобы получить венок из оливки, из петрушки или из другого растения, и чтобы после одержанной победы имена их были провозглашены герольдом. А мы (христиане), которым за добродетельную жизнь предлежат награды по своему множеству и важности столь удивительные, что невозможно словами выразить их — неужели (думаем), что сии награды щедро посыплются в обе руки наши, когда мы спокойно спим, не имея ни малой заботы о жизни. Еще Питтак говорил, что трудно быть добродетельным.
91. Мы не должны жить беспечно в покое тела, если не хотим подвергнуться посрамлению и наказанию не здесь, у людей, а на суде, чтобы многоразличные мучения не стали нашим уделом.
92. Итак, что же нам делать? Что иное, как не то, чтобы, оставив все другие заботы, обратить все старания на душу.
93. Не должно угождать телу, кроме самого необходимого, а надлежит стараться об усовершенствовании души, дабы действием философии избавить ее, как от темницы, от общения со страстями тела, и самое тело поставить выше страстей.
94. Чреву нужно доставлять пищу, но не слишком приятную, не изыскивая искуснейших приготовителей стола, собирая дань для желудка, как бы для жестокого господина.
95. И во всем прочем не выходите за пределы нужды и заботьтесь о теле, сколько требует польза души, ибо наряжать и любить свое тело — страсть и незнание высшей мудрости, что видимая часть не составляет человека.
96. Очищать нужно души, презирая чувственные удовольствия, не давать пищи глазам, не смотреть на нелепые представления обманщиков, на предметы, язвящие жалом похоти, через слух не пропускать соблазнительной гармонии.
97. Нам нужна лучшая музыка со Священными Писаниями. Есть различие — слушать хорошую и плохую музыку.
98. Презирать удовольствия осязания и вкуса, чтобы не быть бессловесным, но укрощать тело. «И Платон, зная вред, приходящий от тела, нарочно избрал для Академии не очень здоровое место в Аттике, дабы отнять от тела излишек здравия, как отнимают лишние сучья у винограда». А я слыхал от врачей, что чрезмерное здоровье даже опасно.
99. Добродетели дороже сокровищ и золота, и Феогнид наставлял: «Не люблю богатства и не ищу, а хочу жить малым, чтобы не потерпеть какого-нибудь зла». Диоген презрел все человеческое и считал себя богатым, потому что не имел нужд.
100. Отбросим ласкательство и притворство. Благоразумный муж больше всего должен стараться о том, чтобы не жить для пустой славы, и не следовать чему-нибудь, потому только, что то нравится большей части людей, а поставить вождем для жизни здравый разум и решиться на все, только бы не изменить истине, хотя бы надлежало противоречить целому свету и подвергнуться бесславию и опасности.
В начале бе Слово (Ин. 1, 1). Беседа.
Всякое евангельское изречение возвышеннее прочих наставлений Духа, поколику в последних глаголах нам чрез рабов-пророков, а в евангелиях самолично беседовал с нами Владыка. Наиболее же велегласный в самой евангельской проповеди, вещавший то, что невместимо всякому слуху и выше всякого разумения, есть Иоанн, сын громов. И теперь только слышали мы чтенное начало его евангельской книги. В начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово.
Знаю, что многие из тех, которые непричастны слову истины и кичатся мирской мудростью, дивились словам сим и отважились включить их в собственные свои сочинения; ибо диавол — тать, и наши учения разглашает своим провещателям. А если и плотская мудрость столько дивилась силе слов сих, что будем делать мы, ученики Духа? Мимоходом ли выслушаем и такое только сделаем заключение, что есть в них некоторая небольшая сила? Но кто столько страждет бесчувственностию, чтобы не поразиться такою красотою мысли, столь непостижимою глубиною догматов, и не пожелать истинного их уразумения?
Однако удивляться прекрасному не трудно; приобрести же точное понятие о том, что приводит в удивление, сие трудно и неудободостижимо. Ибо нет человека, который бы не превозносил похвалами и сего чувственного солнца, с услаждением смотря на его величину, красоту, соразмерность его лучей и яркий блеск. Впрочем, если поупорствует с большим усилием устремить свои взоры на солнечный круг, не только не увидит желаемого, но повредит наконец и верность зрения. Чему-то подобному, как думаю, подвергнется мысль, усиливающаяся произвести подобное исследование сих речений: в начале бе Слово. Кто составит соответственное предмету понятие о начале? Какая сила речений окажется способною равносильно выразить представляемое в уме?
Намеревающийся передать нам богословие о Сыне Божием положил слову своему не другое какое начало, как начало всяческих. Дух Святой знал восстающих на славу Единородного; предуведал тех, которые будут предлагать нам лжеумствования, изобретаемые ими к погибели слушателей; а именно: "Если Сын рожден, то не был; и прежде нежели рожден, Его не было; и: из небытия пришел в самостоятельность". Подобное сему произносят языки, изощренные словопрением, паче всякого меча обоюдоострого. Поэтому, чтобы никто не мог сказать подобного сему, Дух Святой, предварив Евангелием, сказал: в начале бе Слово. Если удержишь сие изречение, — не потерпишь ничего опасного от людей злохудожных. Ибо, если скажет кто: "Ежели Сын рожден, то не был", — ты отвечай: в начале бе. Но, скажет, как же был прежде нежели рожден? Ты не отступайся от этого бе; не оставляй сего в начале. У начала невозможно представить какой-нибудь крайний предел; ничего не найдется, что было бы вне начала.
Да не приводит тебя в обман кто-нибудь многозначительностию речения. Ибо много начал у многих вещей этой жизни. Но одно начало — превыше всего. Начало пути блага, сказала притча (Притч. 16, 6). Но начало пути — первое движение, откуда начинаем шествие, у которого можно найти предыдущее. Начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 10). И у сего начала есть нечто другое предшествующее. Ибо в уразумении искусств служит началом изучение первых оснований. Потому страх Господень есть первое основание мудрости; но есть нечто первоначальнее сего начала, именно, состояние души в человеке еще не умудренном и не приявшем в себе страха Божия. Началами называются также гражданские власти, высочайшие достоинства; но сии начала служат началом только для некоторых, и каждое есть начало в отношении к чему-либо одному. Ибо начало черты — точка, начало поверхности — черта, а начало тела — поверхность. И начала сложного слова — буквы.
Но не таково оное Начало. Ибо ни с чем оно не связано, ничему не подчинено, не в отношении к чему-либо рассматривается, но свободно и независимо, отрешено от всякого отношения к другому; за него не преступает разумение; для него нельзя и найти чего-либо запредельного. Ибо, если станешь усиливаться представлением ума перейти за сие начало, то найдешь, что оно само идет вперед тебя и предваряет твои мысли. Дай уму своему идти, сколько хочет, и простираться выше и выше; потом найдешь, что ум, после тысячекратных скитаний и после напрасных усилий, опять возвращается к самому себе, потому что не может оставить начало ниже себя. Поэтому всегда оказывается, что начало простирается далее мыслимого и обширнее его.
Итак: в начале бе Слово. О чудо! Как все речения равносильно сопряжены между собою! Слово бе, равнозначительно с словом в начале. Где хулитель? Где язык христоборный, говорящий: "Было некогда, когда Он не был?" — Слушай, что говорит Евангелие: в начале бе. А если был в начале, то когда же не был? Нечестие ли их оплакивать мне или с отвращением смотреть на их невежество? Но "прежде нежели рожден, Его не было"? Но знаешь ли "когда" рожден, чтобы это "прежде" относить ко времени? Ибо "прежде" — речение времени, предполагающее давность одного сравнительно с другим. А есть ли сообразность, чтобы Творец времени имел рождение, подлежащее именованиям, употребляемым о времени? Итак: в начале бе. Ежели не отступишь от сего бе, то лукавой хуле не дашь никакого доступа. Ибо находящиеся на море, когда держатся на двух якорях, презирают бурю; так и ты, если душа твоя будет укрыта под защитой сих речений, посмеешься этому лукавому смятению, какое духи злобы производят в мире, приводя в колебание веру многих.
Но мысль наша доискивается: кто бе в начале? Сказано: Слово. Какое слово? Человеческое ли слово? или слово ангельское? Так, Апостол открыл нам, что и Ангелы имеют свой собственный язык, когда сказал: аще языки человеческими глаголю и ангельскими (1 Кор. 13, 1). Притом понятие слова двояко: есть слово, произносимое голосом, но по произношении исчезает в воздухе; и есть слово внутреннее, заключенное в сердцах наших, мысленное и иное искусственное слово.
Посему смотри, чтобы не ввела тебя в обман подобоименность слова. Ибо как быть в начале человеческому слову, когда человек получил начало бытия уже потом? Прежде человека — звери, прежде человека — скоты, все пресмыкающиеся, все живущее на суше и в воде, птицы небесные, звезды, солнце, луна, растения, семена, земля, море, небо; поэтому не человеческое слово бе в начале; но и не ангельское; потому что всякая тварь позднее веков от Творца получила начало бытия. Но и слово в сердце, и оно новее каждого мысленного предмета.
Напротив того, боголепно понимай Слово. Ибо беседующий с тобою об Единородном, Его наименовал Словом, как несколько после называет Его светом, и жизнию, и воскресением. И ты, слыша речение: "свет", не обращаешься к этому чувственному и глазам видимому свету; и слыша речение: "жизнь", не разумеешь сей общей жизни, какою живут и бессловесные; так слыша и речение: "слово", остерегайся, чтобы, по немощи своей мысли, не увлечься в мысли, пресмыкающиеся по земле и низкие, но исследуй смысл речения. Почему Слово? Чтобы показано было, что произошел из ума. Почему Слово? Потому что рожден бесстрастно. Почему Слово? Потому что Сын — образ Родившегося, всецело показывающий в Себе Родившего, ничего не отделивший от Него, и Сам в Себе совершенный, как и наше слово изображает собою целое наше понятие. Ибо что помыслили мы в сердце, то же самое произнесли речью; и выговоренное есть изображение сердечного мышления, потому что слово произносится от избытка сердца. Сердце наше есть как бы некоторый источник, а произносимое слово — как бы некоторый ручей, текущий из сего источника. Поэтому утекает столько же, сколько источено первоначально; каково сокровенное, таково и обнаруженное. Итак, наименовал Словом, чтобы изобразить тебе бесстрастное рождение Отца, изложить богословское учение о совершенном существовании Сына, а чрез сие показал довременное единение Сына со Отцом. Ибо и наше слово — порождение ума, рождаемое бесстрастно; оно не отсекается, не отделяется, не истекает; но всецелый ум, пребывая в собственном своем составе, производит всецелое и совершенное слово; и происшедшее слово заключает в себе всю силу породившего ума. Почему, что благочестиво, то из речения: "слово", бери в богословие об Единородном; а что найдешь несходным и видимо несообразным, того избегай и всеми мерами старайся то миновать.
В начале бе Слово. А если бы сказал: в начале бе Сын, то с наименованием Сына привходило бы у тебя понятие о страсти; потому что рождаемое у нас рождается во времени, рождается со страстию. Посему предварительно наименовал Словом, предупреждая неприличные предположения, чтобы душу твою сохранить неуязвленною.
И Слово бе у Бога. Опять бе, ради говорящих хульно, что Сына не было. Где было Слово? Не в месте, потому что не объемлется местом беспредельное. Где же было? У Бога. Отец не в месте, и Сын не в каком-либо объеме, и не в известном очертании заключен; но как бесконечен Отец, так бесконечен и Сын. Что ни представишь умом, куда ни пойдешь духом своим, — найдешь, что всюду сораспростерта Ипостась Сына.
И Слово бе у Бога. Подивись точности каждого речения; не сказал: в Боге было Слово, но у Бога, чтобы изобразить отличительное свойство Ипостаси. Не сказал: в Боге, чтобы не подать повода к слиянию Ипостаси. Ибо лукава и эта хула, когда стараются все смешать, говорят, что одно подлежащее — Отец и Сын и Святой Дух, но одному предмету даны различные наименования. Лукаво это нечестие; его не менее должно бегать, как и тех, которые хульно утверждают, что Сын Божий по сущности не подобен Богу и Отцу.
И Слово бе у Бога. Речением: слово, воспользовавшись для того, чтобы показать бесстрастие в рождении, вскоре потом устранил и вред, какой могли бы извлечь и из самого речения: Слово. И как бы сам себя спасая от клеветы хулителей, говорит: что такое Слово? — Бог бе Слово. Не ухищряйся в каких-то различениях слов и, по своей злонамеренности, не наноси никакой хулы учению Духа. Тебе дано определение: покорись Господу. Бог бе Слово.
Сей бе искони у Бога. Евангелист опять в немногих речениях сокращенно излагает все свое богословие, какое передал нам об Единородном. Кто Сей? Сей Слово-Бог. Ибо когда довел в тебе до правильности понятие о Нем, посредством учения как бы напечатлел в душе твоей неведомое, и вселил бы в сердце твоем Слово-Христа: тогда говорит: Сей. Каков Сей? Не обращай взоров вовне, теряя из виду Того, Кто показан тебе этим указательным речением; но войди в таинницу своей души, и о Ком научен, что Он — Бог Сущий в начале, происшедший как Слово, и Сущий у Бога, Того познав, Тому почудившись, и поклонившись Владыке своему, утвердившемуся в тебе посредством учения, познай, что Сей бе искони, то есть всегда у Бога Отца Своего.
Храните немногие речения, как печать назнаменовав в своей памяти. Они будут нерушимою стеною при устремлении наветующих; они — спасительное ограждение для душ от нападающих. Придет ли кто к тебе, и скажет: "Не сущий рожден; ибо если был, то как рожден?" — Ты как демонского голоса бегай этой хулы на славу Единородного; а сам возвратись и прибегни к евангельским речениям: в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе слово. Сей бе искони у Бога. Четырекратно скажи: бе, и отразишь это их: "не был".
Сии основания веры да будут незыблемы. На них, Бог даст, будут созидать и прочее. Ибо не возможно беседовать с вами вдруг о всем: иначе продолжительностию слова соделаем для вас бесполезным трудолюбиво собранное. Мысль, не имея сил обнять все одним разом, подвергнется тому же, что терпит чрево, которое при излишестве насыщения не способно переваривать сообщаемого ему. Потому желаю вам, чтобы вы усладились вкушением и воспользовались предложенным. А я готов служить вам и прочим, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.