Крещенiе Руси

Житие святаго равноапостольного князя Владимiра

  Въ 983 году Владимiръ, вернувшись изъ удачнаго похода на Ятвяговъ, пожелалъ особо почтить своихъ боговъ принесенiемъ имъ человеческой жертвы. Решили кинуть жребий на отрока и на девицу, - на кого падеть, того и зарезать въ жертву богамъ. Жребiй палъ на одного отрока Варяга, прекраснаго лицомъ и душой и притомъ христiанина. Имя его было Iоаннъ. Этотъ отрокъ жилъ вместе со своимъ отцомъ, Феодоромъ, который тоже исповедывалъ Христову веру. Язычники, обрадованные, что жребiй палъ на одного изъ христiанъ, которыхъ они особенно не любили во времена Владимiра, отправили посланныхъ въ отчiй домъ отрока; те объявили, что пришли за сыномъ, чтобы заколоть его на потребу богамъ. «Это не боги, - ответилъ имъ отецъ - а дерево: сегодня стоять, а завтра сгнiють. Не едятъ, не пютъ, не говорятъ, а руками сделаны изъ дерева, топоромъ и иожомъ обрублены и оскоблены. Вышнiй Богъ есть единъ: Ему поклоняются Греки. Онъ создалъ небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. А ваши боги, что сотворили и что сделали? Ихъ самихъ сделали люди! Не отдамъ сына своего бесамъ». Когда посланные передали этотъ отвътъ, то толпа язычниковъ въ ярости прибежала къ дому Феодора и требовала выдачи сына. Оба едва успели войти въ верхнюю горницу. «Давай сына на жертву богамъ!» кричала толпа. «Если есть боги, - отвечалъ Феодоръ, - то пусть пошлютъ отъ себя одного бога и возьмутъ моего сына, а вы для чего препятствуете имъ!» Тогда разсвирепевшiй народъ поджегъ хоромы и убилъ обоихъ Варяговъ.
  Впоследствiи, на месте ихъ убiйства была выстроена Десятинная церковь, а мощи отрока Ioaннa перенесены въ Антонiеву пещеру Кiево-Печерской лавры, где они почивають и поныне. Не имеющiе детей прибегаютъ къ нему съ молитвой о чадородiи; где находятся мощи Феодора - не известно.
  Убiйство Варяговъ - Ioaнна и отца его, Феодора, произвело сильное впечатленie на Владимiра.
  Съ техъ поръ онъ чаще сталъ задумываться надъ вопросами о религiи, и все более и бoлеe oxлaдевaлъ къ язычеству. Конечно, онъ долженъ былъ видеть все преимущества Веры Христовой надъ своей, темъ бoлеe, что въ Kieве среди купцовъ и другихъ жителей было много христiанъ еще со временъ Аскольда и Ольги; попадались они даже и въ рядахъ княжеской дружины: ихъ чистая жизнь, сравнительно съ языческой, pезкo кидалась всемъ въ глаза.
  Coмненiя князя въ истине языческой веры, которую онъ до сихъ поръ такъ ревностно исповедывалъ, стали скоро известны всемъ. И вотъ, къ нему начинаютъ являться Камскiе Болгары, исповедывавшiе магометанство, Хазары - Iудейскаго закона, Немцы, принявшiе Латинство и поддавшiеся папе Римскому и, наконецъ, Православные Греки. Все стали выхвалять свою Bеpy и уговаривать могучаго Русскаго великаго князя перейти въ ихъ законъ со всемъ Русскимъ народомъ. «Ты, князь, мудрый и смышленый», говорили ему Камскiе Болгары, «а закона не знаешь. Прими нашъ законъ и поклонись Магомету». «А въ чсмъ ваша вера?» спроснлъ ихъ Владимiръ, «Мы веруемъ въ Бога», отвечали они, «а Магометъ учить насъ: творите обрезанiе, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магометь дастъ каждому по семидесяти прекрасныхъ женъ». Выслушавъ ихъ внимательно, Владимiръ решилъ: «Питiе есть веселiе Руси; не можеть безъ того быти». Затемъ пришли Немцы отъ папы и стали его уговаривать принять католичество. «А какая заповедь ваша?» - спросилъ ихъ Владимiръ. «Пощенье по силе», - отвечали Немцы; «если же кто пьетъ и кто есть, то все во славу Божiю, - говорить учитель нашъ Павелъ». «Ступайте домой», сказалъ имъ на это Владимiръ, «отцы наши этого не приняли».
  После Немцевъ пришли къ Владимiру Хазарскiе Iудеи. Чтобы унизить Христiанскую веpy, они начали говорить Великому князю, что Христиане веруютъ въ Того, Кого они распяли. «Мы же веруемъ», продолжали они, «въ единаго Бога Авраамова, Исаакова и Iаковлева». «А что у васъ за законъ?» спроснлъ Владимiръ. «Обрезание», отвечали Хазары, «свинины не есть, ни заячины, субботу хранить». «Где же находится ваша Земля?» продолжалъ князь. «Въ Iерусалиме», получилъ онъ въ ответъ. «Тамъ ли вы теперь живете?» задалъ тогда имъ вопросъ Владимiръ. «Нашъ Богъ прогневался на нашихъ отцовъ», сказали Iудеи, «и за грехи наши разсеялъ насъ по всемъ странамъ; землю же нашу отдалъ Христианамъ». «Какъ же вы другихъ учите, а сами отвержены Богомъ и развеяны? Если бы Богъ любилъ васъ и ваши законы, то не разсеялъ бы по чужимъ странамъ. Или думаете, что отъ васъ и намъ тоже принять».
  Наконецъ, и Греки прислали къ Владимiру ученаго мужа. Мужъ этоть вначале разсказалъ по порядку лживость и заблужденiя другихъ веръ. Магометанство онъ изобразилъ такъ, что Владидиръ плюнулъ и сказалъ: «Не чисто это дело». Затемъ о католичестве ученый мужъ сказалъ, что это такая же Bеpa, какъ и Греческая, но есть неисправленiя, и служатъ на опреснокахъ, когда Господь повелевлъ служить на хлебахъ, такъ какь, разломивъ хлебъ, Онъ сказалъ ученикамъ на Тайной Вечери: «cie есть Tело Мое, ломимое за вы».
  Выслушавъ эти ръчи ученаго грека, Владимiръ сказалъ ему: «Ко мнe приходили Iудеи Хазарские и говорили: Немцы и Греки въ Того веруютъ, Кого мы распяли на кресте». На это Грекъ ответилъ такъ: «Воистину въ Того веруемъ, ибо такъ пророчествовали и пророки: одни - какъ Господу нашему суждено родиться, а друге - что быть Ему распяту и погребенну, а въ третiй день воскреснуть и взойти на небеса. А когда все сбылось по пророчеству, и Господь сошелъ на землю и принялъ распятье, а затемъ воскресъ и вознесся на небеса, Онъ ожндалъ ихъ покаянiя сорокъ шесть леть, но не покаялись они; и послалъ тогда Богъ на нихъ Римлянъ, и разрушены были города ихъ, самихъ же разсвялъ по разнымъ странамъ, гдe и работаютъ».
  Выслушавъ со вниматемъ все это, Владимiръ спросилъ Грека: «Чего же ради сошелъ Господь на землю и принялъ такое страданье?» Тогда ученый мужъ сказалъ ему, что если хочетъ, то онъ разскажетъ все сначала, и разсказалъ ему по порядку все Священное Писанiе: о сотворенiи мiра, о гордости и высокоумiи сатаны, и какъ онъ былъ низверженъ съ неба; о жизни Адама въ раю; о томъ, какъ была сотворена ему въ подруги Ева и какъ произошло первое грехопаденiе, и были Адамъ и Ева изгнаны изъ рая; какъ Каинъ убнлъ Авеля; какъ люди, размножившись, забыли Бога и стали жить по-скотски, и какъ Господь наказалъ ихь потопомъ; какъ оть праведнаго Ноя и его трехъ сыновей произошли все народы, ныне населяющiе землю, и что было после потопа на земле, вплоть до пришествiя Господа нашего Iиcyca Христа на землю и прiятiя Имъ страданiй, а затемъ и чудеснаго Воскрссенiя изъ мертвыхъ и Вознесенiя. Закончилъ свое поученiе Греческiй мужъ такъ: «Господь поставилъ одинъ день, въ который Онъ придетъ съ небсси и будетъ судить живыхъ и мертвыхъ, и воздастъ каждому по его деламъ: праведнымъ Царство Небесное и красоту неизреченную, радость бсзъ конца и бсзсмертiе во веки; грешннкамъ же вечныя муки» (Деян.17: 30-31).
  Разсказавши это, Греческiй мужъ показалъ Владимiру запону, на которой было написано судилище Господне: справа праведные въ веселiи идутъ в рай, а слева грешники шествуютъ въ муку вечную. Задумался Владимiръ надъ всемъ слышаннымъ, и вздохнувши сказалъ: «Хорошо будетъ темъ, что идутъ направо, но горе темъ, что идутъ налево». «Если желаешъ быть съ праведными, то крестись» ответилъ ему Грекъ. Владимiръ глубоко воспринялъ эти слова въ своей душе, но ответилъ: «Подожду еще немного». Затемъ онъ созвалъ на советъ дружину свою и старейшихъ жителей Кiева и сказалъ имъ: «Приходили ко Mне Болгары и предлагали принять свой законъ; за ними были съ темь же Hемцы; после приходили Iудеи... После же всехъ пришли Греки, разобрали все чужiе законы, а свои хвалятъ, и такъ чудно и хорошо говорять. Повествують, что есть другой светь; если, говорятъ, кто приметь нашу веру, то хоть бы и умерь - опять встанетъ и не умретъ во веки. Что вы на все это мне ответите?» «Ты самъ знаешь, князь», сказали бояре и старцы, «никто своего не хулить, а всегда хвалить. Если хочешь испытать доподлинно, то у тебя довольно мужей, пошли ихъ и вели разсмотреть въ каждой стране, какъ служат, тамъ своему Богу».
  Речь эта понравилась и князю, и всему совету. Было выбрано десять мужей добрыхъ и смышленныхъ, которые отправились прежде всего къ Камскнмъ Болгарамъ, потомъ къ Немцамъ, а затемъ и къ Грскамъ. По ихъ возвращенiи, у великаго князя собрались опять бояре его дружины и старцы городскiе. Послы стали разсказывать собранiю, что видели въ разныхъ странахъ: «Видели мы у Болгаръ», говорили они, «поклоняются въ храме, стоя безъ пояса; поклонившись, сядуть и глядятъ туда и сюда. Неть веселья у нихъ, но печаль и страхъ великiй, нетъ добра въ ихъ законе.... Когда были мы у Немцевъ, то видели многое на ихъ cлyжбе, но красоты не видали никакой. Когда же пришли мы къ Грекамъ и они повели насъ туда, где служать своему Богу, то мы въ изумленiи не ведали на небе ли мы, или на земле. Нетъ на земле такого вида и такой красоты. И разсказать не умеемъ! Знаемъ только, что тамъ Самъ Богъ съ людьми пребываетъ, и служба у нихъ выше всехъ странъ! Не забудемъ мы той красоты! Всякiй, кто вкусилъ сладкаго, не захочетъ уже горькаго; тоже и мы не можемъ уже больше оставаться въ язычестве». Слушавшiе пословъ бояре и старцы вполне согласились съ ними и сказали Владимiру: «Если бы дуренъ былъ законъ Гречестй, то и Ольга, бабка твоя, мудрейшая изъ всехъ людей не приняла бы его».
  «Где же приму крещенie?» спросилъ тогда великiй князь.
  «Где Tебе будетъ любо», ответила ему его верная дружина.
  Это было въ 988 году.
  Въ это время, какъ разъ, случились у Владимiра нелады съ городомъ Корсунемъ, принадлежащимъ Византiйскимъ императорамъ, и онъ пошелъ на него походомъ.
  Подойдя къ городу, Pyccкie осадили его и приступили къ работамъ для приступа. Для этого они начали насыпать къ городской стене земляную насыпь, чтобы войти по ней въ городъ. Но Греки повели подкоиъ подъ самую стену, ночью спускались въ него и выбирали всю землю, которую наваливали Pyccкie за день, и разносили ее потомъ по городу. Такимъ образомъ, дело Владимiрово почти не подвигалось впередъ. Но вскоре нашелся въ городе среди Корсунцевъ другь Русскихъ, некiй мужъ Настасъ. Онъ пустилъ въ стань къ Русскимъ стрелу съ запиской къ Владимiру, на которой было написано: «Перекопай и перейми воду изъ колодца, лежащего отъ тебя къ востоку; изъ него идеть по тpyбе вода въ городъ». Обрадованный этой запиской, Владимiръ громко сказалъ: «Если отъ этого Корсунь сдастся, то я и самъ крещусь». После этого, вода изъ колодца была перекопана, и томимые жаждой Корсунцы сдались черезъ несколько дней.
  Вступивъ въ городъ, Владимiръ тотчасъ же послалъ къ царямъ Василiю и Константину пословъ, съ такимъ словомъ: «Славный вашъ городъ я взялъ. Слышалъ я, что у васъ есть сестра девица; коли не отдадите ее за меня, то и съ Царьградомъ вашимъ сделаю то же, что и съ Корсунемъ».
  Встревоженные и опечаленные цари отвечали: «Недостойно христианкамъ выходить за язычниковъ. Крестись, и тогда дадимъ тебе невесту, и примешь ты Царство Небесное и единоверенъ будешь ты съ нами. Не захочешь креститься, не сможемъ мы отдать тебе сестру нашу». На это Владпмiръ послалъ имъ такой ответъ: «Я уже испыталъ вашу веру и готовъ креститься; люба мне эта вера и служенье, о которыхъ мне разсказывали посланные мною мужи». Константинъ и Василiй обрадовались этому ответу и стали умолять свою сестру Анну идти за Владимiра. Ему же они послали сказать, чтобы онъ крестился передъ темъ, какъ посылать Анну. Но Владимiръ ответилъ: «Пусть те священники, которые придутъ съ сестрой вашей, крестятъ меня». Тогда цари уговорили съ большимъ трудомъ свою сестру и отправили ее въ Корсунь со священниками. Разставанiе Анны съ братьями было очень тягостное. «Иду точно въ полонъ», говорила она, «лучше бы мне умереть». Братья же утишали ее такт»: «А что, если Господь обратить, благодаря тебе, Русскую Землю на покаянiе, а Греческую Землю избавить отъ ихъ лютой рати; ты знаешь, сколько зла наделала Русь Грекамъ? И теперь, если не пойдешь, будеть то же самое».
  Анна, въ сопровожденiи священниковъ, со слезами села на корабль, простилась съ милой родиной и поплыла въ Корсунь, где Была торжественно встречена жителями. Въ это время, по Божьему устроешю, Владимiръ заболелъ глазами и настолько сильно, что ничего не могь видеть, почему очень горевалъ и не зналъ, что ему делатъ. Царевна Анна, узнавъ про эту болень, послала ему сказать, что если онъ хочеть избавиться отъ болезни, то непременно долженъ cкopеe креститься.
  Услышав, это, Владимiръ сказалъ: «Если такъ случится, то воистину великъ будетъ Богъ Христiанскiй».
  Затемъ последовало его крещенiе. Епископъ Корсунскiй, сь прибывшими изъ Царьграда священниками, после оглашенiя, крестилъ великаго князя. Какъ только на него были возложены руки, Владимiръ тотчасъ же прозрелъ. До глубины души потрясенный этнмъ, онъ воскликнулъ: «Теперь увнделъ я Бога истиннаго».
  После крещенiя, во время котораго Владимiру дано было xpистiaнское имя Василiя, тотчасъ же последовало бракосочетанiе его съ царевной Анной; затемъ, взявъ съ собой княгиню, назначеннаго для Руси епископа Михаила, Настаса, священниковъ, со священными сосудами, необходимыми для богослуженiя, а также часть мощей Святого Климента и ученика его Фифа, - великiй князь отбылъ въ Кiевъ. Изъ Корсуня при этомъ были отправлены въ Kieвъ две огромныхъ медныхь статуи и четыре медныхъ же лошади прекрасной Греческой работы. Самъ городъ Корсунь былъ отданъ Владимiромъ обратно Греческимъ царямъ, въ виде выкупа за ихъ сестру, такъ какъ, но древнему Славянскому обычаю, за невесту полагалось платить «вено», или выкупъ.
  По прибыли въ Кiевъ, первымъ долгомъ Владнмiра было крестить своихъ сыновей и освободить отъ обязанностей супругъ свонхъ языческихъ женъ.
  Къ Рогнеде имъ было послано сказать следующее слово: «Теперь, крестившись, я долженъ иметь одну жену, которую я взялъ, христiанку; а ты выбери себе мужа изъ моихъ князей и бояръ, кого пожелаешь»
  Но не такова была Рогнеда Рогволодовна. Она, въ свою очередь, послала сказать Владимiру: «Царицей я была, царицей и останусь, и ничьей рабой не буду. А если ты сподобился святого крещенiя то и я могу бить невестой Христовой и принять ангельский ликъ». Въ это время съ ней былъ ея десятилетнiй сынъ, Ярославъ, хромой отъ рожденiя и больной ногами, почему онъ до сего дня вовсе не могъ ходить. Услышавъ слова матери, онъ вздохнулъ и сказалъ ей: «Истинная ты царица царицамъ и госпожа госпожамъ, что не хочешь съ высоты ступать на нижняя. Блаженна ты въ женахъ». Сказавши это, Ярославъ свободно всталъ на ноги и съ техъ поръ началъ ходить, а Рогнеда постриглась и была наречена въ иночестве Анастасiей. Всехъ детей отъ Владимiра у нея было шесть: сыновья - Изяславъ, Ярославъ, Всеволодъ и Мстистлавъ и дочери - Мстислава и Предслава.
  Отпустивъ своихъ языческихъ женъ, Владимiръ, по прибытии въ Кiевъ, приступилъ и къ очищению города отъ языческихъ идоловъ: некоторыхъ разсекли на части, другихъ сожгли, а самаго главнаго - Перуна привязали къ хвосту лошади и потащили съ горы, прнчемъ двенадцать человекъ должны были бить его палками, для поруганiя передъ народомъ. Когда его приволокли къ берегу и бросили въ воду, то многiе проливали слезы и долго следовали за плывшимъ болваномъ по берегу. Разрушивъ идоловъ, приступили къ проповеди народу Христовой Bеры; прибывшiй изъ Грецiи митрополитъ, вместе со священниками, ходилъ и проповедывалъ всюду по Кiеву слово Божiе; самъ велиюй князь Владимiръ участвовалъ въ этой проповеди. Наконецъ, когда населенiе было такимъ образомъ подготовлено, онъ приказалъ оповестнть по всему городу, чтобы на другой день все некрещеные шли къ Днепру.
  Здесь 1 августа 988 года, и совершилось величайшее событiе въ жизни Руси: - она приняла Святое Крещенiе.
  Кiевляне, старь и младъ, входили въ воды Днепра. Кто стоялъ по шею въ воде въ самой глубине, кто до персей; малые теснились поближе къ берегу, а младенцевъ взрослые держали на рукахъ. Службу свершали епископъ Михаилъ и прибывшiе съ царицей священники.
  Bocпрiемникомъ своего народа быль самъ великiй князь, стоявшiй тутъ же на берегу.
  «Умилившись духомъ при виде этого радостнаго зрелища, какь крестится его родной народъ, Владимiръ», говорить летописецъ, «возведя очи на небо, изрекъ: «Боже, сотворившiй небо и землю! Призри на новые люди ciи и даждъ имъ, Господи, познать Тебя, истиннаго Бога, какь уже познали страны христiанскiя; утверди веру въ нихъ правую и несовратнмую, a мне помоги, Господи, на супротивнаго врага, дабы, надеясь на тебя, я победилъ бы его козни».
  После крещеная, Владимiръ прiказалъ тотчасъ же рубить и ставить по всему городу церкви въ техъ местахъ, где раньше были кумиры. На холму, где стоялъ Перунъ, была построена церковь Святого Василiия, именемъ коего былъ окрещенъ Владимiръ въ Корсуне. На томъ же месте, где были убиты разъяренной толпой два Варяга - Феодоръ и Iоаннъ, Владимiръ повелелъ соорудить особо богатый храмъ, въ честь Богоматери, вызванными для этого мастерами изъ Грецiи. Когда постройка этого храма была окончена, то на содсржанiе его Владимiръ определилъ давать десятую часть доходовъ со своихъ именiй, почему церковь и была названа Десятинной, а управителемъ зтихъ десятинъ былъ поставлен Грекъ Корсунянинъ - Настасъ.
  Дивный храмъ этоть былъ построенъ и украшенъ по-Царьградски. Двадцать пять главъ, или верховъ, украшали его снаружи, а внутри было множество столповъ изъ драгоценмаго мрамора, яшмы и другихъ камней; стены же были украшены прочной живописью. Передъ храмомь, съ западной стороны, въ подражанiе Царьграду, были поставлены привезенный изъ Корсуня две медныя статуи и четыре медныхъ коня.
  Bместе съ постройкой Божiихъ храмовъ, первымъ помысломъ Владимiра после крещенiя было заведение школъ для книжнаго ученiя, такъ какъ христiанство, кроме истинной Веры, принесло также съ собою въ Русскую Землю грамоту и всю науку.
  Владимiръ же, какъ воспрiемникъ при крещенiи своего народа - по святому долгу, налагаемому Церковью на воспрiемниковъ, долженъ былъ тотчасъ-же приступить къ научешю своихъ крестныхъ детей Христовой Bере и всех людей премудрости во славу Божiю и на пользу своей Родной Земли. После него и все Pyccкie Государи, наследуя отъ своихъ предшественниковъ верховную власть надъ Землею, наследуютъ вместе съ темъ и долгъ воспрiемничества надъ своимъ народомъ; поэтому то они всегда и стоять во главе Русской Церкви и Просвещенiя.
  Чтобы начать дело обученiя народа, Владимiръ собралъ у лучшихъ простыхъ людей Kieвa ихъ детей и отдалъ ихъ въ устраиваемыя школы, подъ руководство священниковъ. При этомъ, многiя матери плакали по своимъ ребятамъ, какъ по умершимъ, такъ какъ очень теменъ еще былъ народъ. Изъ набранныхъ детей въ школахъ этихъ, разумеется, прежде всего стали готовить будущихъ священниковъ и прочих церковниковъ, которые необходимы были какъ для совершения требъ, такъ и для научнаго просвещенiя паствы.
  После крещенiя Кiевлянъ, Владимiръ послалъ священниковъ, вместе съ мужами своей дружины, по разнымъ концамъ Русской Земли - проповедывать Евангелiе, а затемъ и крестить народъ. На северъ, по великому пути изъ Варягъ въ Греки, былъ отправленъ митрополитъ Михаилъ, вместе съ Добрыней, дядей Владимiра, и Настасомъ Корсуняниномъ.
  Принявъ христiанство, Владимiръ не только ревностно насаждалъ его среди народа, но и самъ преобразился духовно до неузнаваемости.
  Преставился же 15 июля 1015 года, ночью, в селе Берестове.
  Умирая, помолился он Господу, в умиленiи сокрушенного сердца: «Господи, Боже мой! не зналъ я Тебя, но Ты меня помиловал и святым крещением просвятил и дал мне познать Себя, Творца всяческих, Отца Господа нашего Iисуса Христа; слава Тебе, Владыко, с Сыномъ и Святымъ Духомъ! Не помяни моей злобы, ибо если не ведалъ я Тебя в язычестве, то ныне ведаю. Помилуй меня, Господи, если хочешь мучить за грехи мои, казни меня Самъ, но не предавай меня в руки диаволовъ». С такою молитвою предалъ он душу в руки ангелов Божиих и с мiром преставился, чтобы получить венец нетления от руки Господней, ибо добрыми своими делами и милостынею сокрылъ себе сокровище на небесахъ, где уже давно было его сердце, и, ревнуя житию святых мужей, подражал страннолюбию Авраамову, кротости Моисеевой, незлобию Давидову и правоверию царя христианскаго Константина.
  В мраморную раку положено было тело святого князя, и посреди всенародного рыдания погребли его в созданной им церкви Десятинной подле благочестивой супруги, царевны Греческой Анны.
  «Память его свято сохраняют люди русские, - говорит летописецъ, черноризцъ Iаковъ - поминая свое крещение, и прославляют в молитвах Господа, даровавшего имъ такого князя, сотворившего столько добра земле Русской, ибо если бы не крестилъ он насъ, доселе бы мы были в прелести диавольской и погибли бы, подобно предкамъ нашимъ; но Господь Спасъ насъ рукою святаго князя нашего и самого его сподобилъ царствия небесного, сопричисливъ к лику праведных с Авраамомъ и прочими Патриархами».

Из летописца, Степенной книги и похвалы Владимiру черноризца Iакова


Hosted by uCoz